Казалось бы, что нового можно придумать в аудио аппаратуре? Так или иначе, год за годом ведущие компании в отрасли высококачественного аудио продолжают свои изыскания, совершенствуя качество звучания своих компонентов. Основная часть разработчиков и производителей аудио аппаратуры приняла за вектор своего движения набор устоявшихся в аудио мире мнений относительно принципов построения схемотехники и критериев качества звучания в целом. Другая же часть производителей, которая существенно меньше первой, выбрала для себя иные ценности и взгляды, и именно к таким компаниям относится Audio Note. Необычные технические решения и фирменный звук являются отличительными особенностями, и именно они увлекают ценителей звучания компонентов Audio Note.
Я слышал много мнений о том, что продукция компании Audio Note не похожа ни на что другое, и представляет собой нечто эзотерическое и непривычное для тех, кто успел пристраститься к звучанию основной массы производителей. Чужое мнение это хорошо, но мне всегда хотелось сформировать своё, и сегодня мне представился этот шанс. Стоит сразу упомянуть, что компания Audio Note производит полнейший спектр аудио аппаратов от цифровых и аналоговых источников до кабелей, акустики и усилителей, при этом специалисты компании настоятельно рекомендуют собирать монобрендовые системы только из компонентов Audio Note. Ценовая политика Audio Note очень обширна, все компоненты делятся на несколько уровней, от доступных большинству слушателей до заоблачно дорогих.
Итак, сегодня мне предстоит начать знакомство с одной из младших монобрендовых систем, состоящей из CD-проигрывателя Audio Note CD-1.1x, лампового интегрального усилителя Audio Note OTO Line PP, акустических систем Audio Note AN-E/D и кабелей серии Lexus. С тех самых пор, как я определился с составом тракта, передо мной встал серьёзный вопрос по расстановке акустических систем. А в чём собственно проблема? Раньше вроде бы слушал на привычных местах установки колонок, а как дело дошло Audio Note, так особенно задумался о расстановке? Не всё так просто, господа, и сейчас мы во всём разберёмся.
Дело в том, что ещё весной 2012 года мне посчастливилось провести пару часов за беседой с Марио Биннером из Audio Note, и в ходе этой беседы я узнал много интересного. Дело в том, сообщил мне Марио, что вся наша акустика разрабатывается исключительно для установки в углы помещений, именно в этом случае её тональный баланс выравнивается, а звучание становится более мощным. Кто бывал в нашем салоне, знает, что свободных углов у нас попросту нет, а, значит, идеально правильная расстановка акустики становится невозможной, но это меня нисколько не останавливает.
Аппаратура установлена, но перед началом прослушивания позволим себе несколько слов о каждом из компонентов. Внешность имеющихся в моём распоряжении аппаратов весьма проста, единственное, что делает их облик выразительным и привлекательным это чёрные глянцевые передние панели, выигрышно контрастирующие с элементами управления, выполненными в золотом цвете. Проигрыватель Audio Note CD-1.1x очень лёгкий, он обладает коаксиальным цифровым и аналоговыми RCA разъёмами. Передняя панель устройства украшена большим, ярким и очень красивым дисплеем с голубой подсветкой. Усилитель Audio Note OTO Line PP хоть и тяжелее проигрывателя, но всё же весьма подъёмный и удобный при транспортировке. Как и проигрыватель, усилитель не имеет возможности симметричного подключения, вся его коммутация производится через RCA-разъёмы. Фирменные выходные клеммы аппарата, судя по цвету, являются посеребрёнными.
Усилитель является полностью ламповым и работает в классе «А». Оба компонента изначально укомплектованы фирменными сетевыми кабелями, которые хоть и напоминают недорогие компьютерные «шнурки», но менять их не рекомендуется. Акустические системы Audio Note AN-E/D, пожалуй, являются самым непропорциональным участником тракта, в ширину они больше чем в глубину, а по своим размерам больше напоминают нечто среднее между полочными и напольными моделями. В виду нестандартного размера этих колонок, устанавливаются они на невысокие, широкие подставки. Учитывая предписания производителя в обязательной форме использовать подключение Bi-wiring, я впервые так и поступлю, благо фирменный кабель Audio Note позволяет мне это сделать.
Прослушивание тракта от Audio Note было весьма длительным, я старался понять причины фанатичной привязанности части слушателей к компонентам именно этого английского бренда. Итогами прослушивания стали неоднозначные впечатления, которыми я хотел бы с вами поделиться. Размышляя на тему, как точнее передать ощущения от прослушивания, мне на ум пришла такая аналогия: все любят вкусно поесть, но понятие «вкусно» для каждого своё. Одни предпочитают нечто острое и горячее, другие радуют себя сбалансированным вкусом, но есть и те, кто предпочитает нечто нежное, мягкое и сладкое.
Если перевести это сравнение на аппаратуру, то звучание Audio Note у меня ассоциируется именно с третьим вариантом. Мягкое, нежное, без острых углов, звучание тракта Audio Note практически неизменно от диска к диску и от жанра к жанру. На протяжении всего прослушивания меня не покидало ощущение, что все усилия разработчиков были направлены именно на сохранение натуральности вокала и звучания акустических музыкальных инструментов. Вокал действительно хорош, и, несмотря на то, что тракт относится к бюджетной по меркам Audio Note, по этой части музыки он способен неплохо конкурировать с более дорогими аппаратами. Моё замечание относительно полной неизменности характера звучания немного преувеличено, я забыл про то, что на разных записях заметно изменение сцены.
От записи к записи сцена колебалась от чуть вогнутой до нейтральной, причём в обоих случаях это было весьма к месту. Мне показалось, что тракт не стремится быть кристально прозрачным, чётким и детальным, вместо этого он, на мой взгляд, больше склонялся к слитному и комфортному звучанию с чуть обволакивающими низкими частотами. Одной из особенностей комплекта является его полноценное звучание на небольшой громкости, на протяжении всего прослушивания у меня ни разу не возникло желания подкрутить ручку громкости в сторону увеличения, практически все треки я слушал тише, чем обычно.
Да, тракт не пестрит множеством деталей в том виде, в котором я привык их воспринимать, но вместо этого комплект уделяет больше внимания оттенкам и «полутонам», ранее скрытым от слушателя. Не знаю, чем именно являются эти «полутона», заполняющие пространство между основными нотами, действительно ли это скрытая ранее информация, теряющаяся на других трактах, а может это чуть заметные мелодичные искажения вносимые лампами, но так или иначе их наличие повышает общую музыкальность воспроизведения.
Тракт хорош и музыкален, но по части универсальности он стоит не на первых местах. Тракт создан для слушателей, обладающих вполне определёнными музыкальными вкусам, а именно для любителей спокойной музыки преимущественно исполняемой малыми составами. Комплект не стремится разделять многоинструментальные произведения на составные части, стирая чёткие границы между инструментами, он начисто лишает слушателя возможности анализировать запись.
Что же касается рок музыки, а особенно тяжёлого рока, то о нём лучше не вспоминать. Комплект Audio Note не приспособлен для полноценного воспроизведения рок записей, он слишком нежен и мелодичен. К сожалкению, это музыкальное направление, исключительно, на мой взгляд, сегодняшнему комплекту не по зубам. В данном случае дело не в том, что рок звучит не полноценно, а в том, что комплект физически не может осилить столь резкую и мощную музыку, которая изначально требует повышенного уровня громкости. Говоря простыми словами, уже на средней громкости акустика может немного похрипывать, а, следовательно, о мощи и динамике можно не рассуждать.
Время подводить итоги сегодняшнего прослушивания. Комплект от Audio Note весьма необычен, вопреки всеобщему стремлению к универсальности звучания, наш сегодняшний тракт имеет явные жанровые предпочтения. Комплект идеально подойдёт любителям тихого и комфортного прослушивания таких музыкальных направлений как джаз, блюз, вокал, инструментальная музыка, классика в исполнении малых составов. Жанровые предпочтения обусловлены такими характеристиками звучания как мягкость, округлость, отсутствие склонности к детализации и разделению записи на составляющие части, отсутствие выраженной напористости звучания, сложности с воспроизведением громкой музыки. Низкие частоты глубокие, но их контуры не имеют чётко выраженных границ, в данном случае некоторая потеря в динамике оборачивается большей комфортностью звучания. Обладателю данного комплекта можно позавидовать, ведь он сможет услышать фантастическое звучание вокала, но в тоже время ему придётся забыть о шумных и сверхдинамичных направлениях в музыке.