Главная | Cтатьи | AV-процессоры
AV-процессоры

AV-процессор, что это такое и зачем он нужен? Многие сталкиваются с этим вопросом при выборе компонентов для домашнего кинотеатра. На самом же деле всё очень просто, AV-процессор это AV-ресивер в котором отсутствует усилитель мощности. Получается что AV-процессор только обрабатывает, коммутирует и распределяет сигналы по каналам воспроизведения, а для усиления необходимо будет приобрести многоканальный усилитель мощности. Таким образом, у Вас есть выбор что приобрести, одноблочный AV-ресивер в котором всё включено или двухблочную конструкцию из AV-процессора и многоканального усилителя мощности.

Зачем покупать раздельные компоненты если можно купить один, сочетающий в себе всё необходимое? На этот вполне логичный вопрос мы обязательно ответим, но сначала поговорим об основной тенденции в целом.


Техника непрерывно развивается, развитие приводит к миниатюризации и увеличению функциональности устройств, но в высококачественной электронике всё совсем наоборот. В Hi-Fi и High-End электронике аппаратура становится узкоспециализированной и приобретает полноценные размеры, доказано, что только таким образом можно добиться максимального качества звука и изображения. Получается, что чем более качественную систему Вы приобретаете, тем больше узкоспециализированных устройств в ней будет, и тем больше места она займём. Простой пример из жизни: у каждого в телефоне есть цифровая камера способная делать достаточно хорошие снимки, но всё таки для качественных снимков многие приобретают фотокамеру отдельно, так как даже при одинаковых характеристиках по мегапикселям с отдельной камеры снимки более качественные.

Теперь, когда Вы поняли основную тенденцию в Hi-Fi и High-End электронике вы без труда заметите, что в ассортименте каждого производителя присутствуют аппараты начального уровня (всё в одном) и более «продвинутые» многоблочные комбинации.

Но мы всё ещё не получили ответы на главные вопросы: что мы получаем взамен дополнительно вложенных денег и за счёт чего повышается качество?

Начну, пожалуй, с самого очевидного довода. Как правило, многоблочная конструкция (состоящая из узкоспециализированных компонентов) является вершиной всего модельного ряда, а на разработку совершеннейших аппаратов компании всегда бросают силы лучших специалистом и только самые дорогие и качественные комплектующие (что безусловно сказывается не только на качестве, но и на цене). Проще говоря, на производстве узкопрофильных аппаратов, являющихся вершинами модельного ряда не экономят и не идут на компромиссы. Проектировщики ограничены лишь своей фантазией и не стеснены в средствах, как это обычно бывает при производстве аппаратов начального уровня. Я думаю, что одно лишь только это утверждение говорит само за себя и объясняет откуда берётся прирост качества.

Вторым моментом в пользу приобретения раздельных компонентов (в нашем случае AV-процессора и многоканального усилителя мощности) снижение вредного воздействия различных узлов компонента друг на друга. В основном это вредоносное взаимодействие происходит через переменные электромагнитные поля, создаваемые различными элементами схем при прохождении по ним электрического сигнала. Суть этого воздействия очень проста, всё происходит по законам физики. Проводник, по которому протекает переменный ток, образует вокруг себя переменное электрическое поле. Если в это переменное поле попадает другой проводник (или соседняя схема), то оно провоцирует возникновение в нём электрического сигнала с частотой равной частоте самого поля. Таким образом в проводниках образуется сигнал которого не было в записи. Таким же образом проникают друг в друга каналы усиления и так же проникают высокочастотные помехи от цифровых цепей в аналоговые. Вторым видом вредного взаимодействия являются вибрации которые могут порождаться трансформатором от которого питаются усилительные каскады. Вибрации приводят к появлению, так называемого «микрофонного» эффекта, что так же искажает сигнал. Подробно ознакомится с влиянием вибраций на звук можно в разделах посвящённых стойкам под AV-аппаратуру и стойкам под акустику.

 


Третьим моментом является отсутствие ограничений по мощности. Теперь Вы не будете вынуждены выбирать между наиболее современным и наиболее мощным аппаратом, Вы можете приобрести самый современный процессор и в пару к нему многоканальный усилитель необходимой мощности. И с течением времени поменять то, что по Вашему мнению более не будет соответствовать Вашим высоким стандартам. Например вы сможете поменять процессор на ещё более совершенный, но при этом оставить себе усилители мощности или наоборот.

Ни для кого не секрет, что многоканальные усилители немного уступают по музыкальности аналогичным стерео моделям. Сделав свой выбор в пользу приобретения раздельных процессора и усилителя мощности Вы можете обеспечить себе качество звучания стерео усилителя. Интересует как и за счёт чего? Всё просто, достаточно вместо многоканального усилителя мощности приобрести стерео усилитель мощности и дополнить его 3-х, 4-х или 5-ти канальным мощником. Таким образом вы сможете обеспечить себе и многоканальность для просмотра фильмов и качество воспроизведения стерео усилителя. Если же Ваш стерео усилитель мощности будет иметь два входа предусилителя, то докупив отдельный аудио предусилитель Вы станете счастливым обладателем раздельных аудио и видео систем.

Как видите приобретение блочной конструкции позволяет Вам не только получить больше качества изначально, но и постепенно модернизировать Вашу систему по частям. А сейчас давайте рассмотрим самое основное ради чего и нужен AV-процессор, а именно возможные форматы декодирования многоканальных аудиоданных и распределение их по каналам воспроизведения. Познакомимся с основными форматами и рассмотрим их отличия друг от друга. Это поможет Вам объективно выбрать себе самый подходящий AV-процессор.

THX - набор требований к системе многоканального озвучивания кино, разработанный компанией LucasFilm Ltd. Конечная цель - полное согласование мониторных систем звукорежиссера и домашних/кинотеатральных комплексов, то есть звук в студии не должен отличаться от звука в кинотеатре/дома.

Dolby Surround - аналог Dolby Stereo для домашних кинотеатров. Декодеры Dolby Surround работают аналогично декодерам Dolby Stereo. Отличие в том, что в трех главных каналах не используется система шумоподавления. При переписывании фильма, озвученного Dolby Stereo, на видеокассету или видеодиск его звучание сохраняется таким же, как и в кинотеатре. На носителях сохраняется информация о пространственном звуке в закодированном виде, для ее воспроизведения необходимо использовать декодер Dolby Surround, который может выделить звучание дополнительных каналов. Система Dolby Surround существует в двух вариантах: упрощенном (Dolby Surround) и более совершенном (Dolby Surround Pro-Logic).
Dolby Pro-Logic - система кодирования звука Dolby Pro-Logic является усовершенствованной версией системы Dolby Surround. На носителях звуковая информация записывается на двух дорожках. Процессор Dolby Pro-Logic принимает сигнал с видеомагнитофона или проигрывателя видеодисков и из двух каналов выделяет еще два: центральный и тыловой. Центральный канал предназначен для воспроизведения диалогов и привязки их к видеоизображению. При этом в любой точке помещения создается иллюзия, что диалоги идут с экрана. Для тылового канала используются две колонки, на которые подается одинаковый сигнал, такая схема позволяет охватить большее пространство за слушателем.

Dolby Pro Logic II - декодер окружающего звучания, усовершенствованный вариант Dolby Pro Logic. Основной функцией декодера является разложение двухканального стерео звука на 5.1 канальную систему с целью воспроизведения объёмного звука с качеством сравнимым с Dolby Digital 5.1., что не было достижимо для обычного Dolby Pro-Logic. По утверждению компании полноценное разложение двух каналов на пять и создание реального объёмного звучания возможно лишь за счёт специальной составляющей двухканальных записей, призванной увеличить объёмность звука и уже имеющейся на диске. Dolby Pro Logic II выделяет её и использует для разложения двух каналов звука на пять.

Dolby Pro Logic IIх – основной идеей является увеличение количества каналов с 2-х (в стереозаписях) и 5.1 до 6.1 или 7.1. Дополнительные каналы озвучивают тыловые эффекты и распологаются в одной плоскости с остальными акустическими системами (одно из основных отличий от Dolby Pro Logic IIz, где дополнительные колонки устанавливаются выше остальных). По утверждению компании, формат обеспечивает идеальное и бесшовное звучание. Декодер имеет несколько специальных настроек: кино, музыка и игры. Количество каналов и качество воспроизведения по утверждению компании максимально приближено к реальному звуку при записи звуковых дорожек на студии. В режиме для игр звук максимально настроен на воспроизведение всех эффектов. В режиме для музыки можно настроить звучание под свои вкусы. Регулировке поддаётся баланс звучания центральной и фронтальной акустики, а так же глубина и степень объёмности окружающего звучания в зависимости от среды прослушивания.

Dolby Pro Logic IIz – декодер с принципиально новым подходом в пространственному звучанию. Основной задачей является расширение пространственных эффектов не в ширину, а в высоту. Декодер анализирует аудиоданные и выделяет дополнительные два фронтальных канала, располагающиеся выше над основными (потребуются дополнительные акустические системы). Таким образом, декодер Dolby Pro Logic IIz превращает 5.1 систему в 7.1, а 7.1 в 9.1. По заявлению компании это повышает естественность звучания, так как в естественной среде звук исходит не только из горизонтальной плоскости, но и по вертикали.

Dolby Digital (Dolby AC-3) - система сжатия цифровой информации, разработана Dolby Laboratories. Позволяет кодировать многоканальный звук в виде звуковой дорожки на DVD. Вариации формата DD выражены цифровым индексом. Первая цифра указывает на число каналов полной полосы пропускания, вторая на наличие отдельного канала для сабвуфера. Таким образом, 1,.0- это моно, 2.0- стерео, а 5.1- 5 каналов плюс сабвуфер. Чтобы преобразовать звуковую дорожку в формате Dolby Digital в многоканальный звук, DVD-плееру или ресиверу требуется декодер Dolby Digital. В настоящее время это самый распространённый декодер из всех возможных.

Dolby Digital EX - версия системы Dolby Digital 5.1, которая обеспечивает дополнительный эффект окружающего звучания за счёт дополнительного тылового центрального канала который должен содержаться в записи, воспроизведение ведётся как через одну колонку в системах 6.1, так и через две для 7.1 систем.

Dolby Digital Live – призван помочь Вам наслаждаться аудио с вашего компьютера или игровой консоли через ваш домашний кинотеатр с Dolby® Digital Live. В режиме реального времени, технология кодирования, Dolby Digital Live конвертирует любой аудио сигнал в формате Dolby Digital и mpeg для воспроизведения через систему домашнего кинотеатра. С ней, компьютер или игровую консоль можно подключить к вашему аудио/видео ресиверу через единое цифровое соединение, без путаницы нескольких кабелей.

Dolby Surround 7.1 – от остальных декодеров отличается наличием дополнительных двух дискретных тыловых каналов. В отличии от Dolby Pro Logic II где дополнительные каналы выделяются (синтезируются) самим процессором в Dolby Surround 7.1 работает с дискретными, специально записанными на диск дорожками. По заявлению компании дополнительные каналы окружающего звучания существенно повышают реализм фонограммы и значительно более точно определяют положение эффектов в пространстве. Теперь доступны не две, а четыре зоны объемного звука: зоны Left Surround и Right Surround дополнены зонами Back Surround Left и Back Surround Right. Это позволило улучшить передачу направления, в котором изменяется звук при панорамировании

DTS (Digital Theatre System) - данная система является конкурентом Dolby Digital. В формате DTS используется меньшее сжатие данных, и поэтому по качеству звучания он превосходит систему Dolby Digital.

DTS Digital Surround – эти самый обычный декодер 5.1 канального звука. Он является прямым конкурентом Dolby Digital. Для остальных форматов DTS он является основой. Все остальные вариации декодеров от DTS, кроме самых последних, являются ничем иным как усовершенствованная версия DTS Digital Surround. Это является причиной того, что каждый последующий декодер от DTS способен декодировать все предыдущие.
DTS Surround Sensation – действительно революционная система, призванная помочь погрузиться в окружающий звук тем, кто имеет у себя только две колонки вместо системы 5.1. Суть DTS Surround Sensation заключается в переводе 5.1; 6.1; и 7.1 систем в обычное стереозвучание, но таким образом, чтобы при уменьшении количества каналов пространственное объёмное звучание сохранилось. Этот декодер очень понравится любителям смотреть фильмы в наушниках.
DTS-Matrix - шестиканальный формат объемного звучания, разработанный компанией DTS. Имеет "тыловой центр" , сигнал для которого закодирован (подмешан) в обычные "тылы". Представляет собой тоже самое, что и DTS ES 6.1 Matrix просто написание названия отличается для удобства.

DTS NEO:6 - прямой конкурент Dolby Pro Logic II, способный разложить двухканальный сигнал на 5.1 и на 6.1 каналов.

DTS ES 6.1 Matrix - декодеры, позволяющие получить многоканальный сигнал в формате 6.1. Информация для центрального тылового канала подмешивается в тыловые каналы и при декодировании получается матричным способом. Центр-тыл является виртуальным каналом и формируется при помощи двух тыловых акустических систем при подаче на них идентичного сигнала.

DTS ES 6.1 Discrete - единственная 6.1-система, обеспечивающая полностью раздельные эффекты «центр-тыл», которые передаются с помощью цифрового канала. Для этого требуется соответствующий декодер. Здесь центр-тыл представляет собой реальную колонку установленную позади Вас

DTS 96/24 – усовершенствованная версия DTS Digital Surround, позволяющий получить многоканальный сигнал в формате 5.1 с параметрами DVD-audio дисков — выборка 96 кГц, разрядность 24 бит.

Dolby TrueHD – новейший формат от Dolby создан специально для озвучивания Blu-Ray дисков. Поддерживает до 7.1 каналов воспроизведения окружающего звучания. Использует минимальное сжатие сигнала, обеспечивающее дальнейшую его распаковку без потерь (100% соответствие оригинальной записи на киностудии). Способен предложить поддержку более 16-ти каналов аудио записи. По утверждению компании этот формат создавался с большим заделом на будущее, обеспечивающим ему актуальность на долгие годы.

DTS HD Master Audio – новейший формат поддерживающий 7.1 канальный звук и сжатие сигнала абсолютно без потерь. По утверждению производителя качество полностью соответствует студийному бит в бит. Прелесть формата состоит в том, что этот декодер совместим со всеми остальными декодерами от DTS без исключений.

DTS HD Master Audio Essential – тоже самое что и DTS HD Master Audio, но в отличии от него не совместим с остальными форматами, такими как DTS | 96 /24, DTS | ES, ES Matrix, and DTS Neo: 6.

DTS-HD High Resolution Audio - это расширение обычного DTS, сжимающего звук с потерями, при этом он также поддерживает работу с 8 (7.1) каналами 24 бит / 96 кГц и используется, если на диске недостаточно места для дорожек в формате Master Audio.

Прежде всего хочу обратить Ваше внимание на такие декодеры как DTS-HD High Resolution Audio, Dolby TrueHD и DTS HD Master Audio. Наличие у ресивера этих декодеров гарантирует ему актуальность в ближайшие несколько лет, так как именно эти форматы используют при записи Blu-Ray-дисков.

Теперь Вы обладаете основными знаниями о AV-процессорах и их выборе. Безусловно это лишь часть критериев выбора процессора, на самом деле тонкостей гораздо больше. Обратитесь к нам в Hi-Fi Profi и мы создадим индивидуально для Вас систему Вашей мечты которая будет радовать Вас долгие годы и отражать Вашу индивидуальность и статус. Мы всегда рады предложить Вам процессоры от лучших производителей ARCAM, AudioControl, Audionet, Bryston, Cary, Chord, Marantz, Micromega, NuForce, Primare, Rotel и многих других.


 
  • 47 labs
  • A&M Elektronik
  • Accustic Arts
  • Acoustic Energy
  • Acoustic Revive
  • Acoustic Signature
  • Acoustic Zen
  • Advance Acoustic
  • Aesthetix
  • Air Tight
  • Alessandro
  • Amphion
  • Anthem
  • Arcam
  • ASW
  • Atacama
  • ATC
  • Atlas
  • Audia Flight
  • Audience
  • Audio Analogue
  • Audio Note
  • Audio Physic
  • Audio Research
  • Audio Space
  • Audio Technica
  • Audiolab
  • Audiomica
  • Audionet
  • AudioQuest
  • Audiovector
  • Avalon
  • Avantgarde Acoustic
  • Avid HiFi
  • Ayon Audio
  • B&W
  • Bassocontinuo
  • BDI
  • Bell'o
  • BenQ
  • Benz-Micro
  • Beyerdynamic
  • Bluenote
  • Bluesound
  • Boulder
  • Brodmann
  • Bryston
  • C.E.C
  • Cadanz
  • Cambridge Audio
  • Canton
  • Cardas
  • Cary
  • Castle
  • Cerwin-Vega
  • Chief
  • Chord
  • Christie
  • Classe
  • Clearaudio
  • Combak
  • Conrad Johnson
  • Copland
  • Creek
  • Crystal Cable
  • Custom Design
  • Cyrus
  • Dali
  • darTZeel
  • dCS
  • Denon
  • Densen
  • Devialet
  • Diapason
  • Digis
  • Draper
  • Dual
  • Dune HD
  • Dynaudio
  • EAR Yoshino
  • Ecosse
  • Elac
  • Electro-Harmonix
  • Electrocompaniet
  • Eltax
  • Empire
  • Ensemble Audio
  • Epos
  • Epson
  • Esoteric
  • Exposure
  • Final Audio
  • FISCH Audiotechnik
  • Focal-JMlab
  • Focus Audio
  • Foundation Audio
  • Furutech
  • Gamut
  • Gato Audio
  • Genalex
  • Genelec
  • Geneva
  • Goldmund
  • Grado
  • Graham Slee
  • Guizu
  • Hans Deutsch
  • Harman/Kardon
  • Harmonic Technology
  • Harmonix
  • Heco
  • Hegel
  • HiFi Tuning
  • Holfi
  • IC
  • IFI
  • Ikeda
  • InFocus
  • Integra
  • ISOL-8
  • IsoTek
  • IXOS
  • Jadis
  • Jamo
  • JBL
  • Jeff Rowland
  • Jelco
  • JL Audio
  • Just Racks
  • JVC
  • KEF
  • Kimber Kable
  • Klipsch
  • Kramer
  • Krell
  • Kudos
  • Lavardin
  • Leben
  • Lehmann Audio
  • Lexicon
  • LFD Audio
  • LG
  • Li Ko Design
  • Luxman
  • M2Tech
  • Mactone
  • Magico
  • Magnat
  • Magnepan
  • Manley
  • Marantz
  • Mark Levinson
  • Martin Logan
  • MB Quart
  • McIntosh
  • Melody
  • Meridian
  • METZ
  • MicroMagic
  • Micromega
  • Mission
  • MJ Acoustics
  • ModWright Instruments
  • Monitor Audio
  • Montana
  • Morel
  • MSB
  • MT Power
  • Mullard
  • Munari
  • Music Hall
  • Music Tools
  • Musica
  • Musical Fidelity
  • Myryad
  • NAD
  • Nagra
  • Naim
  • Neat Acoustics
  • NEC
  • Neotech
  • Nightingale
  • Nordost
  • Norma Audio
  • Norstone
  • North Star Design
  • Nottingham Analogue
  • NuForce
  • Odeon
  • Oehlbach
  • Okki Nokki
  • Onkyo
  • Opera
  • OPPO
  • Optoma
  • Ortofon
  • Oyaide
  • Panasonic
  • Paradigm
  • Parasound
  • Pass Labs
  • Pathos
  • Peak Consult
  • Pear Audio Blue
  • Philips
  • Piega
  • Pioneer
  • Plinius
  • PMC
  • Polk Audio
  • PrimaLuna
  • Primare
  • Pro-Ject
  • ProAc
  • Proficient
  • Progressive Audio
  • Projecta
  • Projectiondesign
  • PS audio
  • Pure Sound
  • PurePower
  • Purist Audio Design
  • Q Acoustics
  • QED
  • Quad
  • Records
  • Reference 3A
  • Rega
  • REL
  • Revel
  • Revox
  • Rogue Audio
  • Roksan
  • Rotel
  • Russound
  • Samsung
  • Sanctuary Audio
  • Sanus
  • Sanyo
  • Scansonic
  • Schroers & Schroers
  • ScreenMedia
  • Sennheiser
  • Shakti Innovations
  • Silent Wire
  • Siltech
  • Silvercore
  • Sim2
  • Simaudio
  • SME
  • SMS
  • Solid Tech
  • Solidsteel
  • Sonance
  • Sonus Faber
  • Sony
  • Soundations
  • Soundcare
  • Sovtek
  • SpeakerCraft
  • Spectral
  • Spendor
  • Stax
  • Stereovox
  • Stewart
  • Sumiko
  • Supra
  • Svetlana
  • Symposium
  • System Audio
  • T+A
  • TALK Electronics
  • Tannoy
  • Target
  • Tellurium Q
  • The Chord Company
  • Thiel
  • Thorens
  • Tivoli Audio
  • Tonar
  • Toshiba
  • Totem Acoustic
  • Transfiguration
  • Transrotor
  • Triangle
  • Triode
  • Tung-Sol
  • Ultimate
  • Ultimate Audio
  • Unison Research
  • Usher
  • Van den Hul
  • Vandersteen
  • Velodyne
  • Verity Audio
  • Vicoustic
  • Vienna Acoustics
  • ViewSonic
  • Vincent
  • Vivitek
  • VPI
  • Vutec
  • Wadia
  • WBT
  • Well Tempered Lab
  • Westone
  • Wharfedale
  • Wilson Audio
  • Wilson Benesch
  • WireWorld
  • Xindak
  • XLO
  • Yamaha
  • Zingali
  • Zu Audio
  • ZYX