Главная | Cтатьи | Как выбрать усилитель
Как выбрать усилитель

Усилитель – как много в этом слове для знатока High-End аппаратуры и как мало для человека впервые столкнувшегося лицом к лицу с проблемой его выбора. Как же много лет нас вводила в заблуждение реклама посредственной аппаратуры и музыкальных центров, гласящая что имеет смысл только мощность. Красочные наклейки с лицевых панелей техники из супермаркетов электроники с дико большими цифрами мощности кричали: «возьми меня, я мощнее, громче и значит лучше остальных». Прошло время, но в сознании многих людей мощность так и осталась основным критерием выбора усилителя, несмотря на всё их разнообразие и колоссальные различия между собой. Ну а как иначе? – спросите Вы, - ведь другой информации просто не было, да и техника подобная не была общедоступной. Да, я пожалуй соглашусь, но пора уже шагать в ногу со временем и исправлять старые ошибки. Приготовьтесь, ведь именно сейчас всё тайное станет явным.

 

 


Интересуетесь High-End-ом, тогда прямо сейчас забудьте про «усилители», встроенные в один корпус с CD-проигрывателем (или чем-либо ещё). High-End усилитель это отдельное устройство со своими чётко определёнными функциями. И также забудьте про сотни ручек, клавиш, кнопок управляющих непонятными настройками «улучшающими» звук в худшую сторону. Заодно забудьте про эквалайзер, это вообще в High-End из области фантастики, установив его в своем аппарате разработчик аппаратуры заведомо признаёт свою никчемность и предлагает Вам исправить свои ошибки в звучании усилителя покрутив десяток ручек. Спешу заметить, что всё же некое подобие эквалайзера в High-End всё таки встречается, но в виде устройств на DSP-процессорах и применяется оно только в полностью цифровых усилителях. Запомните ещё раз, только в полностью цифровых усилителях, в остальных случаях всякое подобие эквалайзеров крайне губительно для звука, если его качество для Вас все таки имеет значение. Цифровые усилители с DSP-процессорами настолько деликатная вещь, что их в дальнейшем мы рассмотрим отдельно.

 


Так какие же функции выполняет усилитель, какие настройки на нём можно обнаружить и из чего он состоит?


Итак, обо всём по порядку. У классического усилителя основных функций всего две (классический в данном контексте означает аналоговый, так как цифровые усилители мы рассмотрим позже в рамках другого раздела) это усиление сигнала и коммутация подключенных к нему источников. Под коммутацией подразумевается то, что к усилителю можно одновременно подключить много источников сигнала (CD-проигрыватели, проигрыватели виниловых пластинок, тюнеры, медиасервиры, DVD-проигрыватели, SACD-проигрыватели и т.д.) и лёгким переключением ручки или нажатием кнопки на передней панели выбрать один из них для усиления сигнала с него и передачи на акустические системы. Да, пожалуй можно назвать ещё одну функцию, это усиление и RRIA-коррекция сигнала с головки проигрывателя виниловых пластинок, но только в том случае если есть фонокорректор заранее встроенный в усилитель.


Теперь о настройках. Скажу сразу, чем лучше и качественнее усилитель, тем меньше у него настроек, ведь недаром говорят: «улучшать хорошее – только портить!», ведь High-End усилитель уже имеет идеальные настройки и звук. Для наслаждения идеальным звуком вполне достаточно иметь лишь регулятор громкости, селектор входов (тот самый коммутатор выбирающий один из подключенных источников, выполненный в виде поворотной ручки или набора кнопок), кнопочка «mute» для мгновенного выключения громкости (при этом усилитель продолжает работать, а звука либо нет либо он совсем тихий) она полезна если срочно надо сделать тише, например если звонит телефон и надо ответить и последнее пожалуй, это ручка баланса левого и правого каналов (особенно полезна если вы выбираете ламповый аппарат, почему рассмотрим позже). Хотя последние две опции тоже не являются необходимыми и без них можно вполне обойтись.
Я думаю, что обязательно найдутся те, кто возразит мне: «идеально настроенный усилитель это конечно хорошо, но почему бы не дать нам возможность выбора самим и всё таки не добавить в него эквалайзер или прочие настройки, а мы уж сами решим надо их задействовать или нет». На это я отвечу следующее, всё что находится между живым воспроизведением музыки и нашими ушами, в том числе и аудио аппаратура, тем или иным образом ухудшает звук что-либо из него убирая или добавляя что-либо своё, ранее отсутствующее в исходном сигнале. Так вот задача High-End аппаратуры свести это ухудшение сигнала к максимально возможному минимуму.

Источником ухудшения музыки в аппаратуре являются все элементы: транзисторы, лампы, резисторы, реостаты, катушки индуктивности, конденсаторы и т.д. и каждый их них влияет по своему. Поэтому задача разработчика High-End аппаратуры уменьшить количество этих элементов до минимально возможного количества и одновременно с этим выбрать детали максимально возможного качества, задача это не простая, отсюда и весьма большие цены. Схемы же эквалайзеров и других подобных настроек довольно сложны и содержат множество вышеупомянутых элементов, так что даже если вы не используете эквалайзер встроенный Ваш усилитель негативное его воздействие Вам обеспечено. Если же Вы так и остались при своём мнении и все таки хотите иметь его, то убедитесь, что на усилителе есть переключатель исключающий в случае необходимости цепь эквалайзера и общей цепи усиления сигнала, хотя, думаю, если Вы зайдёте к нам в Hi-Fi-Profi и послушаете предложенные компоненты Вы поймёте, то он Вам не к чему.

Что выбрать, одноблочный, двухблочный или трёхблочный усилитель? Разберёмся!


Теперь, когда мы разобрались с функциями и настройками усилителей, самое время поговорить о том из чего они состоят. Рассмотрим лишь общие черты и крупнейшие блоки, не вдаваясь в технические детали. Классический усилитель во всеобщем понимании это одноблочное (помещённое в один корпус) устройство усиливающее сигнал, в High-End аппаратуре же усилитель может состоять из двух или даже трёх полноразмерных аппаратов (а иногда и больше). Но зачем? – спросите Вы. Для ответа на этот вопрос обратимся к блок-схеме устройства усилителя. В общих чертах, опустив детали можно представить усилитель как устройство состоящее их трёх функциональных узлов:


1. Управление усилителем (ручки громкости, селектор входов и прочее)
2. Последовательность каскадов усиления
3. Блок питания


Если управление усилителем рассматривать не так уж интересно, то последовательность усилительных каскадов всё же рассмотрим.
Все усилительные каскады делятся на три группы: 1) входной каскад, 2)выходной каскад, 3) все остальные между входным и выходным.
Входной каскад является одним из самых важных, во-первых, он является «буферным», он согласовывает выходное сопротивление источника сигнала и входное сопротивление усилителя (поверьте, это очень важно), во-вторых он работает с крайне слабыми сигналами от источников. Как я писал выше любые радиодетали способны ухудшить звук и внести в него искажения, но искажения, внесённые в столь слабый сигнал, как тот который поступает от источника на входной каскад в итоге будут очень заметны, так как они как и музыка в дальнейшем будут усилены остальными усилительными каскадами, поэтому во входных каскадах применяют лучшие детали и хитроумные схемы. Но не только радиодетали способны ухудшить звук, мощные трансформаторы, вызывающие вибрации и сильные токи проходящие по остальным каскадам усиления создают электромагнитные поля воздействующие по законам физики на наш сверхчувствительный входной каскад, вызывая в неё «наводки» и искажения. Что же делать? Этот же вопрос задали себе конструкторы и разработчики аппаратуры и пришли к общему мнению, что входной каскад и органы управления надо вынести за пределы общего с остальными каскадами корпуса. Именно так появился такой компонент High-End стереосистемы как «предусилитель» (в лучших образцах предусилителей даже блок питания вынесен в отдельный корпус, чтобы предотвратить негативное влияние электромагнитного поля созданного трансформатором на «нежные» схемы и слабые сигналы предусилителя). То что не вошло в предусилитель (промежуточные каскады и оконечный каскад) осталось в отдельном блоке и получило название «усилитель мощности» или «оконечный усилитель». Таким образом High-End усилитель стал двухблочным предусилитель + усилитель мощности, что сразу отразилось на качестве в лучшую сторону.


Может быть и стоило бы на этом остановиться, но постоянное стремление к совершенству этого не допустило. Прошло немного времени и множество исследований и усилитель мощности разделили на два «моноблока». Моноблок – это усилитель мощности, усиливающий сигнал только одного канала (либо правого либо левого), поэтому для стереосистемы их потребуется два. Ну а это то зачем? – спросите Вы. Для ответа на этот вопрос обратимся к физиологии (поверхностно), а именно к слуху. Недаром нам даны два уха, на основании звуковой информации поступающей в каждое из них по отдельности мозг формирует пространственную картину расположения предметов издающих звук, для этого он анализирует разницу во времени поступления одного и того же сигнала в каждое ухо и разницу в уровне (громкости) сигналов для определения удалённости предметов. Именно этими эффектами пользуются при звукозаписи для того чтобы две колонки могли воспроизвести широкую звуковую сцену простирающуюся далеко за пределы акустических систем и комнаты прослушивания. Проще говоря если звук доносится только из одной акустической системы, например правой, а потом постепенно начнёт появляться в левой, а в правой наоборот стихать, то вам будет казаться что звук перемещается по комнате справа на лево. Из этого можно сделать вывод, что если сигнал одного канала будет проникать в другой, то пространственные эффекты, задуманные звукорежиссером и исполнителем будут искажены при воспроизведении и возможно именно это сможет помешать Вам насладиться любимой музыкой в полном объёме. Когда оба канала усиления заключены в один корпус они невольно воздействуют друг на друга как через всё те же электромагнитные поля, так и через общий трансформатор от которого они питаются. Именно для устранения этого вредного воздействия и разделили усилитель мощности на моноблоки, и сделали это совсем не зря.


Промежуточный итог: большинство производителей разделяют свои усилители на три комбинации:


1. Одноблочные усилители (ещё их называют полные или интегральные) как начальная стадия High-End, подходящая большинству как по качеству так и по цене.
2. Двухблочные комбинации «предусилитель + усилитель мощности», для энтузиастов в жизни которых музыка занимает большое место.
3. Трёхблочные комбинации «предусилитель + два моноблока» как Top High-End системы, обладающие бескомпромиссным звучанием. Это флагманы на создание которых бросаются силы лучших из лучших инженеров и только лучшие комплектующие.
Заметьте, что я сказал «большинство производителей» не случайно, так как это всего лишь самая распространённая «классификация» по разделению целого усилителя на отдельные части с целью улучшения качества звучания. Некоторые производители пошли по другому пути и вынесли за пределы усилителя блоки питания, как самый большой источник помех оставив остальные узлы в одном корпусе. Вариантов очень много все не перечесть, поэтому без помощи профессионалов из Hi-Fi Profi можно ошибиться при выборе.

А теперь о главном, трёхблочный усилитель это ещё не гарантия превосходного качества звука, так как его покупка накладывает на Вас обязательство по выбору и приобретению высококачественных кабелей. Сэкономив на кабелях вы сведёте на нет все усилия создателя купленного Вами усилителя и в итоге у Вас останется только гордость что обладаете совершенным усилителем, а вот удовольствие от прослушивания будет не полным. Кабели, как отдельные полноценные компоненты стереосистемы мы также будем рассматривать в отдельном разделе.


Нужно отметить, что по настоящему качественно сделанные трёхблочные конструкции стоят достаточно дорого и звучат потрясающе, зато при некачественном исполнении у них будет больше недостатков чем достоинств. Поэтому при сравнении одноблочного и трёхблочного усилителей одной ценовой категории одноблочный полный усилитель будет звучать многократно лучше, так как имея возможность сэкономить на лишнем корпусе и источнике питания, кабелях и разъёмах разработчик может вложить эти деньги в более качественные детали, что окупится с лихвой. Так что не стоит гнаться за «трёхблочником» если бюджет немного поджимает (качественные моноблоки не могут быть дешёвыми), особенно сейчас, когда есть настоящие шедевры среди одноблочных интегральных усилителей. Ну а уж если есть желание и финансовая возможность то экономить на своём удовольствии не стоит, ведь живём мы один раз.


Сейчас есть очень интересные предложения для тех кто хочет приблизится к идеалу, но не может позволить себе полноценный трёхблочный усилитель – это интегральный усилитель с реализацией принципа «двойное моно». При этом в одном корпусе размещают оба канала усиления, но обеспечивают их полную изоляцию друг от друга и даже используют отдельный трансформатор для питания каждого канала и предусилительной части. Этот же принцип применяют в некоторых усилителях мощности, так что выбор вариантов по настоящему огромен, позвольте нам помочь Вам с ним определиться. Но всё это просто слова, окончательный выбор должны сделать Ваши уши.

Размер и вес имеет значение или несколько слов о блоке питания усилителя (для любознательных)
Блок питания, никто раньше не уделял ему должного внимания. И действительно, вспомните все эти зарядные устройства, блоки питания, адаптеры, источники бесперебойного питания – всё это рассматривается, обычно, как нечто позволяющее самой технике работать, но не являющееся её важным компонентом. И вот только сейчас мы сможем осознать всю его значимость.
Блок электропитания это один из важнейших узлов любого High-End компонента начиная от проигрывателя пластинок, где некачественный блок питания может привести к нестабильности скорости вращения двигателя, а следовательно и диска с пластинкой, что будет служить основной причиной детонации (это явление будет рассмотрено в разделе LP-проигрыватели) до мощных транзисторных моноблоков, где стоимость блока питания может достигать 60% стоимости самого устройства.


Как Вы уже догадались, наиболее важен блок питания в усилителях. Но почему? Для ответа на этот вопрос необходимо рассмотреть сам процесс усиления. Как известно энергия ни откуда не появляется и никуда не исчезает, а лишь преобразуется из одного вида в другой. Это же утверждение полностью справедливо и для усилителей. Усиленный сигнал, передаваемый в последствии на акустические системы это ни что иное как «преобразованная» энергия поступающая на усилительные каскады из привычной всем нам электрической розетки через тот самый блок питания. Что значит «преобразованная»? – спросите Вы. Попробую ответить. Итак, за усиление сигнала в усилителях отвечают такие детали как транзисторы (в транзисторных усилителях) и электронные лампы (в ламповых усилителях), принцип их действия идентичен; рассмотрим простейшие из них на примере обычного транзистора. Транзистор это электронный прибор (деталь) имеющий три вывода: эмиттер (к этому выводу подводится энергия от блока питания усилителя (постоянный ток)), коллектор (с этого вывода «преобразованная» энергия (усиленный сигнал) поступает на следующий каскад или на акустическую систему (если это уже последний каскад)) и база (сюда подводится слабый сигнал, который надо усилить), которая занимает место между эмиттером и коллектором. Как видите постоянный ток из блока питания направляется прямиком на акустические системы минуя транзистор (через область «база»), на котором его «заставляют» меняться со звуковой частотой (т.е как я уже говорил «преобразуют»). За то самое «преобразование» отвечает база к которой подведен сигнал который требуется усилить. То есть получается что слабый сигнал подведённый к базе управляет преобразованием энергии проходящей от блока питания к акустической системе. В этом т заключается процесс усиления сигнала. Простейшая аналогия поможет легко осознать этот сложный процесс. Представьте отрезок трубы посреди которой стоит вентиль и через эту трубу течёт вода с постоянной скоростью (это ток) и давлением (это напряжение). Труба до вентиля – это эмиттер, труба посте вентиля – это коллектор, а сам вентиль это база. Если периодически закрывать и приоткрывать вентиль (базу), то со стороны трубы-коллектора вода будет течь то быстрее то медленнее то сильнее то слабее. Именно так, как легким движением руки можно управлять большим объёмом воды, так же слабый сигнал подаваемый на базу управляет энергией поступающей из блока питания усилителя.


Теперь, я полагаю, у Вас не осталось сомнений, что блоком питания пренебрегать нельзя и что он обязательно должен быть высококачественным. Но что такое качественный блок питания, что это значит? Давайте разбираться. Задача блока питания превращать переменный ток в постоянный и понижать его напряжение до величины необходимой схемам усилителя. Значит первым параметром качества будет являться качество выпрямления тока (превращения переменного тока в постоянный, необходимый для схем усилителя), за это в блоке питания отвечают схемы выпрямителей и сглаживающие конденсаторы. Ведь если постоянный, некачественно выпрямленный, ток будет иметь некоторые колебания, то они смешаются со звуковым сигналом и мы сможем услышать их из акустических систем вместе с музыкой. Ну это теория, на практике такое сейчас трудно встретить, так как выпрямители практически везде используют хорошие. Гораздо более интересными являются другие параметры, а именно мощность трансформатора и суммарная ёмкость конденсаторов. Почему? Это довольно просто. Думаю про мощность трансформатора говорить не требуется, так как итак понятно, что чем она больше, тем больше шансов удовлетворить «запросы» усилительных каскадов, особенно выходного как основного потребителя. Куда более интересно обратить внимание на суммарную ёмкость конденсаторов блока питания. Этот параметр часто указывают в журнальных статьях, но я уверен, что не все знают зачем, что ж давайте разбираться.


Музыка состоит из множества частот и воспроизведение каждой из них требует от блока питания разного количества энергии, а именно тока. Если быть точным, то чем ниже частота звука, тем больше требуется тока для её правильного воспроизведения. Я не зря выделил слово «правильного», так как все частоты будут усилены и воспроизведены, но те для которых тока было недостаточно будут вялыми и сильно отличающимися от реальных. К чему я это говорю, а к тому что специфика конструкции и принцип действия трансформатора накладывают некоторые ограничения на скорость и объём подачи необходимого тока к каскадам. При воспроизведении сложных музыкальных моментов (например очень громких и особенно низких басов, таких как басовый барабан) «предложение» от блока питания не сможет удовлетворить «спрос» со стороны транзисторов, ток не успеет нарасти так быстро как требуется. Именно здесь мы вспоминаем про конденсаторы, которые, оказывается, не только сглаживают огрехи выпрямителя, но и запасают энергию на экстренные музыкальные моменты. Таким образом трансформатор постоянно заряжает блок конденсаторов, а они в свою очередь, обладая способностью к мгновенному разряжению способны в любое время доставить необходимый объём энергии прямо к эмиттерам транзисторов.


Выводы:


1. Блоком питания не стоит пренебрегать ни для одного компонента системы, особенно для усилителей
2. Если производитель техники предлагает модернизировать систему питания Вашего компонента, докупив выносной усовершенствованный блок питания, то этим необходимо воспользоваться и получить максимум качества и удовольствия
3. Блоки питания это единственный узел High-End системы где цифры могут говорить о качестве
4. Чем больше мощность трансформатора и банк конденсаторов, тем лучше (бывают редкие исключения)

Итак, мы рассмотрели краткую информацию об основных видах блоков питания (так как есть ещё экзотические импульсные и другие), многое написанное в этой главе затрагивает более глубокие темы такие как «взаимоотношения» усилителя и акустической системы, поэтому чтобы сформировать полное представление о принципах построения идеальной High-End системы я рекомендую читать разделы сайта не выборочно а подряд, а ещё лучше зайти к нам и узнать всё из первых уст.

И всё таки транзистор или лампа, вот в чём вопрос
И что же всё таки лучше выбрать ламповый или транзисторный усилитель? Пожалуй споры и баталии между сторонниками каждой из этих технологий не смогут утихнуть никогда. Подумайте сами, если бы у одной их этих технологий было бы существенное преимущество во всём перед другой (в том числе общее качество звука), стали бы сотни производителей терять время на совершенствование менее перспективной технологии, имеющей весьма туманное будущее? Дело в том, и лампа и транзистор имеют свои достоинства и недостатки, если быть более точным, то они созданы каждый для своей музыки и для своего слушателя. Проще говоря достоинства и недостатки проявляются или не проявляются в зависимости от воспроизводимой музыки. Усилитель правильно подобранный под Ваши музыкальные вкусы просто не сможет проявить свои слабые стороны. Вы наверняка сейчас попробуете возразить: «Какие слабые стороны могут быть у High-End-а, ведь это же всё таки High-End!». Спешу заметить, что существуют по настоящему универсальные усилители для любой музыки, но цена на них достаточно высока. Если Вы обладаете практически неограниченным бюджетом, то сделать выбор будет достаточно не сложно, купив лучшее из лучшего, но если Ваш бюджет слегка поджимает, то мы с удовольствием поможем Вам сделать правильный выбор.
Забавный факт, большинство опрошенных мной людей не увлекающихся High-End-ом, но что-либо слышавших о нём называют ламповые аппараты образцами идеального звука. Не буду, впрочем, ни опровергать ни подтверждать эти высказывания, ведь выводы делать только Вам, а я лишь помогу найти к ним правильную дорогу. Самым большим заблуждением и самой большой ошибкой среди энтузиастов High-End-а, является любовь к ламповой аппаратуре только потому что она ламповая. Любую High-End аппаратуру необходимо прослушать и только после этого делать выводы, ведь как среди транзисторных изделий так и среди ламповых есть варианты не заслуживающие внимания со стороны аудиофильской среды.


Итак, чтобы разобраться что же всё таки лучше для Вас, поговорим для начала об идеале. Первое и самое главное то, что идеальный усилитель (как и любой другой компонент системы) не должен «звучать», звучать должна только воспроизводимая музыка, а сам усилитель должен оставаться абсолютно нейтральным и не накладывать на музыку своего «звукового отпечатка». Из этого следует, что идеальные ламповые и транзисторные усилители должны «звучать» одинаково, то есть не «звучать» вовсе. Именно поэтому сравнивать между собой самую совершенную и дорогую аппаратуру из области High-End-а крайне сложно даже настоящим профессионалам, так как её «нейтральность» максимально к приближена к идеальным значениям и уловить свойственный каждому образцу звуковой почерк бывает очень сложно. И наоборот среди более доступной аппаратуры различия будут заметны не только между лампами и транзисторами, но и внутри этих категорий.


Поговорим вначале о звучании музыки без технических подробностей. Сторонники ламповой аппаратуры называют неоспоримым её преимуществом тёплое и живое звучание музыки, натуральность воспроизведения высоких частот и тембров музыкальных инструментов, красивый вокал и стереопанораму. Да, это действительно так, это свойственно лампам, но будьте бдительны, все эти черты должны проявляться только там где это действительно нужно, там где это записано на диск или пластинку. Если вся Ваша музыкальная коллекция от классической музыки до Rammstein и Metallica без исключения начала звучать мягко и мелодично то это должно Вас насторожить, это явный признак некачественного лампового усилителя, усилителя накладывающего свой явный «звуковой отпечаток» на Вашу любимую музыку и уводящий Вас от идеального её воспроизведения. На качественном усилители каждое музыкальное направление и каждый исполнитель в отдельности может проявить свою индивидуальность исполнения, на не качественном же все исполнители и стили «зачёсываются» под одну гребёнку и звучат практически одинаково (это же свойственно и для некачественных транзисторных усилителей). К недостаткам же ламповой аппаратуры можно отнести некоторые сложности с воспроизведением низких частот и басов, сложность процесса подбора акустических систем и дополнительные затраты на обслуживание. Лампы со временем меняют свои характеристики и их надо подстраивать, с течением времени они выходят из строя и их надо менять на новые. Но в тоже время возможность устанавливать лампы разных производителей в Ваш усилитель даёт Вам возможность безграничных экспериментов со звучанием. Сложности с воспроизведением баса и низких частот ощутят на себе любители электронной и клубной музыки. Хочу заранее отметить, что отчаиваться не стоит, так как этот недостаток можно минимизировать тщательным подбором акустических систем (здесь Вам без помощи профессионалов из Hi-Fi Profi будет не обойтись), заметьте минимизировать, но не убрать полностью, так как это специфика ламповой техники. Басы у ламп более округлые и чуть менее резкие и внезапные. Это менее заметно на акустических ударных инструментах, чем на электронных, которые могут показаться чуть вялыми и расплывчатыми. Этот эффект связан с тем, что лампа не может обеспечить большие токи которые требуются для правильного воспроизведения низких басов.


Основными аргументами сторонников транзисторного High-End-а являются большая чем у ламп детализация музыка, мощные глубокие басы, полное отсутствие затрат времени и денег на обслуживание аппарата и более лёгкий процесс подбора акустических систем. Но не будем спешить с выводами и разберёмся во всём по порядку. Детализация у транзисторных усилителей конечно может быть чуть больше, чем у ламповых. Но только немного больше, здесь тоже надо быть осторожным при прослушивании, так как слишком высокая детализация граничит с таким опасным явлением как «зернистость» звука, звук становится колким и резким в том числе там где он таковым быть не должен. То есть как видите ситуация с некачественными транзисторными усилителями прямо противоположная той что складывается у некачественных ламповых аппаратов с повсеместной излишней мягкостью. Если обобщить, то и лампы и транзисторы вместе идут к идеалу, к золотой середине только с разных сторон. По поводу басов и вообще низких частот транзисторные аппараты неоспоримые лидеры (бывают и достойные ламповые агрегаты, но цены на них очень высоки). Но это ещё не повод для всех отказываться от ламп, это лишь сигнал для любителей клубной или электронной музыки или просто музыки с огромным количеством басовых партий, если же Вы слушаете классику, блюз, соул и любите вокал, то ламповая техника обязательно должна оказаться в списке претендентов на прослушивание.
Если подвести некий промежуточный итог вышесказанному, то абсолютного идеала не существует, каждый вид усилителей идеален для определённой музыки и это надо учитывать при его выборе. Идеальный ламповый и транзисторный усилители «звучат» одинаково, а именно не «звучат» и остаются нейтральными, то есть чем выше качество транзисторного и лампового усилителей, тем сложнее услышать разницу между ними при их прослушивании.


Всё ещё не определились с выбором? Всё ещё мечетесь между лампами и транзисторами? Ваша коллекция музыки столь разнообразна, что не подпадает под один из вариантов? Тогда именно для Вас были созданы гибридные усилители. Гибридный усилитель – это аппарат использующий как лампы так и транзисторы, чтобы взять лучшее из двух миров. И как более «продвинутый» вариант гибридного усилителя – это комплект из лампового предусилителя и транзисторного усилителя мощности (или двух моноблоков). Это конечно не панацея, так как требуется не малый опыт чтобы подобрать одно к другому, но при грамотном подборе результат будет весьма хорош.
Теперь самое время подойти к рассматриваемому вопросу с технической точки зрения и заодно выяснить почему я упомянул лампы именно в предусилителе, а транзисторы в оконечном. С технической точки зрения ламповые усилители выглядят весьма не совершенными, а их технические параметры, порой, даже смешными. Подумайте сами что такое 15 Ватт среднего лампового однотактного усилителя против 1000 Ваттных транзисторных моноблоков. Но не надейтесь, не всё так просто как кажется. У ламповых аппаратов есть козырной туз в рукаве – это их специфические гармонические искажения. К слову сказать гармонические искажения создаёт вся усилительная техника (в том числе и транзисторная) и не только. «В чём же их специфичность?» - спросите Вы, ведь они же гораздо больше чем у транзисторных, 1-5% у ламп против 0,001-0,1% у транзисторных (цифры взяты среднестатистические, так как имеются и исключения). Для того чтобы понять это сначала необходимо разобраться что же такое гармонические искажения. Не вдаваясь в сложные определения скажу просто, после усиления в сигнале появляются дополнительные частоты которых не было до процесса усиления, причём они кратны основной частоте (бывают и некратные интермодуляционные искажения, их мы здесь не рассматриваем, чтобы не усложнять пример). Например при усилении сигнала 1000 Герц (основная или первая гармоника) на выходе также будет присутствовать 2000Гц (вторая гармоника), 3000Гц (третья гармоника) и так далее, только каждая следующая звучит тише предыдущей (хотя все они тихие, но создают дополнительный музыкальный фон, мешающий восприятию музыки такой какая она есть). Так вот у ламп эти гармоники заканчиваются на 3-ей максимум 4-ой, а у транзисторов простираются вплоть до 7-й, 9-й, а иногда и дальше. Учёными доказано что гармоники низкого порядка (1-я, 2-я, 3-я и т.д.) хуже воспринимаются человеческим ухом (их меньше слышно, они для слуха практически незаметны), чем гармоники высших порядков (7-я, 8-я и т.д.), даже при условии того что в процентном соотношении присутствие низших гармоник будет в десятки раз превосходить высшие. Проще говоря для нашего слуха 5% искажений на первых гармониках значительно менее заметны, чем 0,1% искажений на гармониках старшего порядка. Вывод «ламповые» искажения для нас менее заметны чем «транзисторные». Этот пример достоверен при сравнении абсолютно идентичных по всем остальным параметрам идеальных представителей обоих видов усилителей, но практике довольно часто могут встречаться исключения. Но тем не менее это является причиной наиболее частого применения ламп в предварительных усилителях, так как сигнал в них ещё слабый и вносить в него вредные искажения весьма нежелательно, а ламповый предусилитель в этом случае меньшее их двух зол. И к слову сказать ламповые схемы гораздо проще, чем аналогичные схемы в транзисторном исполнении, короче путь сигнала и меньшее количество радиодеталей на пути его прохождения, что так же снижает риск появления каких-либо дополнительных искажений.


С чем точно не поспоришь, так это с тем как сложно подобрать к ламповому усилителю подходящую акустическую систему. Почему? Всё просто! Примерно 90-95% всей акустики делится на две большие группы это 4-х омная и 8-ми омная. Из школьной физики мы помним, что если сопротивление падает, то ток должен пропорционально расти при прочих неизменных. Получается что для 4-х омной акустики, чтобы она «раскачалась» также как 8-ми омная требуется в два раза больше тока, который подавляющее количество ламповых усилителей обеспечить не может. Поэтому выхода лишь два, или отказаться от прослушивания 4-х омных моделей акустических систем и сконцентрировать внимание на 8-ми омных или приобрести ламповый усилитель имеющий выходной трансформатор (далеко не улучшающий звук) и клеммы для подключения 4-х омной акустики (кстати не забывайте, что проблема с чуть «вялым» басом, описанная выше, всё ещё остаётся). Ситуация кажется тупиковой? А ведь нет, здесь нам на помощь как раз придёт транзисторный оконечный усилитель, для которого ток не является проблемой.


Что ж, рассматривать эту тему можно очень долго, но мы пожалуй остановимся на самом главном, что было описано в этом разделе. Как видите вариантов очень много и не имея специальной подготовки сделать правильный выбор весьма сложно. Не рискуйте своими средствами и временем, зайдите к нам в Hi-Fi Profi и позвольте профессионалам решить все Ваши задачи по проектированию High-End стереосистемы вашей мечты.


В нашем салоне мы готовы предложить Вам сравнительное прослушивание как транзисторных, так и ламповых усилителей.
Мы располагаем транзисторными усилителями таких брендов как ARCAM, АТС, Audio Analogue, Audio Physic, AudioControl, Audionet, Bluenote, Boulder, Bryston, C.E.C, Cambridge Audio, Cary, Chord, Clearaudio, Copland, Cyrus, Denon, Densen, Electrocompaniet, Grado, Hegel, Holfi, Jeff Rowland, Marantz, Micromega, Musica, Nagra, North Star Design, NuForce, Onkyo, Ortofon, Primare, Rega, Roksan, Rotel, Simaudio, T+A, Wadia, Yamaha


В качестве ламповых примеров готовы предложить Audio Note, Ayon Audio, Cary, Copland, Fatman, Herron Audio, Leben, Manley, Musica, Nagra, Nightingale, Pathos, PrimaLuna, T+A, Triode


 
  • 47 labs
  • A&M Elektronik
  • Accustic Arts
  • Acoustic Energy
  • Acoustic Revive
  • Acoustic Signature
  • Acoustic Zen
  • Advance Acoustic
  • Aesthetix
  • Air Tight
  • Alessandro
  • Amphion
  • Anthem
  • Arcam
  • ASW
  • Atacama
  • ATC
  • Atlas
  • Audia Flight
  • Audience
  • Audio Analogue
  • Audio Note
  • Audio Physic
  • Audio Research
  • Audio Space
  • Audio Technica
  • Audiolab
  • Audiomica
  • Audionet
  • AudioQuest
  • Audiovector
  • Avalon
  • Avantgarde Acoustic
  • Avid HiFi
  • Ayon Audio
  • B&W
  • Bassocontinuo
  • BDI
  • Bell'o
  • BenQ
  • Benz-Micro
  • Beyerdynamic
  • Bluenote
  • Bluesound
  • Boulder
  • Brodmann
  • Bryston
  • C.E.C
  • Cadanz
  • Cambridge Audio
  • Canton
  • Cardas
  • Cary
  • Castle
  • Cerwin-Vega
  • Chief
  • Chord
  • Christie
  • Classe
  • Clearaudio
  • Combak
  • Conrad Johnson
  • Copland
  • Creek
  • Crystal Cable
  • Custom Design
  • Cyrus
  • Dali
  • darTZeel
  • dCS
  • Denon
  • Densen
  • Devialet
  • Diapason
  • Digis
  • Draper
  • Dual
  • Dune HD
  • Dynaudio
  • EAR Yoshino
  • Ecosse
  • Elac
  • Electro-Harmonix
  • Electrocompaniet
  • Eltax
  • Empire
  • Ensemble Audio
  • Epos
  • Epson
  • Esoteric
  • Exposure
  • Final Audio
  • FISCH Audiotechnik
  • Focal-JMlab
  • Focus Audio
  • Foundation Audio
  • Furutech
  • Gamut
  • Gato Audio
  • Genalex
  • Genelec
  • Geneva
  • Goldmund
  • Grado
  • Graham Slee
  • Guizu
  • Hans Deutsch
  • Harman/Kardon
  • Harmonic Technology
  • Harmonix
  • Heco
  • Hegel
  • HiFi Tuning
  • Holfi
  • IC
  • IFI
  • Ikeda
  • InFocus
  • Integra
  • ISOL-8
  • IsoTek
  • IXOS
  • Jadis
  • Jamo
  • JBL
  • Jeff Rowland
  • Jelco
  • JL Audio
  • Just Racks
  • JVC
  • KEF
  • Kimber Kable
  • Klipsch
  • Kramer
  • Krell
  • Kudos
  • Lavardin
  • Leben
  • Lehmann Audio
  • Lexicon
  • LFD Audio
  • LG
  • Li Ko Design
  • Luxman
  • M2Tech
  • Mactone
  • Magico
  • Magnat
  • Magnepan
  • Manley
  • Marantz
  • Mark Levinson
  • Martin Logan
  • MB Quart
  • McIntosh
  • Melody
  • Meridian
  • METZ
  • MicroMagic
  • Micromega
  • Mission
  • MJ Acoustics
  • ModWright Instruments
  • Monitor Audio
  • Montana
  • Morel
  • MSB
  • MT Power
  • Mullard
  • Munari
  • Music Hall
  • Music Tools
  • Musica
  • Musical Fidelity
  • Myryad
  • NAD
  • Nagra
  • Naim
  • Neat Acoustics
  • NEC
  • Neotech
  • Nightingale
  • Nordost
  • Norma Audio
  • Norstone
  • North Star Design
  • Nottingham Analogue
  • NuForce
  • Odeon
  • Oehlbach
  • Okki Nokki
  • Onkyo
  • Opera
  • OPPO
  • Optoma
  • Ortofon
  • Oyaide
  • Panasonic
  • Paradigm
  • Parasound
  • Pass Labs
  • Pathos
  • Peak Consult
  • Pear Audio Blue
  • Philips
  • Piega
  • Pioneer
  • Plinius
  • PMC
  • Polk Audio
  • PrimaLuna
  • Primare
  • Pro-Ject
  • ProAc
  • Proficient
  • Progressive Audio
  • Projecta
  • Projectiondesign
  • PS audio
  • Pure Sound
  • PurePower
  • Purist Audio Design
  • Q Acoustics
  • QED
  • Quad
  • Records
  • Reference 3A
  • Rega
  • REL
  • Revel
  • Revox
  • Rogue Audio
  • Roksan
  • Rotel
  • Russound
  • Samsung
  • Sanctuary Audio
  • Sanus
  • Sanyo
  • Scansonic
  • Schroers & Schroers
  • ScreenMedia
  • Sennheiser
  • Shakti Innovations
  • Silent Wire
  • Siltech
  • Silvercore
  • Sim2
  • Simaudio
  • SME
  • SMS
  • Solid Tech
  • Solidsteel
  • Sonance
  • Sonus Faber
  • Sony
  • Soundations
  • Soundcare
  • Sovtek
  • SpeakerCraft
  • Spectral
  • Spendor
  • Stax
  • Stereovox
  • Stewart
  • Sumiko
  • Supra
  • Svetlana
  • Symposium
  • System Audio
  • T+A
  • TALK Electronics
  • Tannoy
  • Target
  • Tellurium Q
  • The Chord Company
  • Thiel
  • Thorens
  • Tivoli Audio
  • Tonar
  • Toshiba
  • Totem Acoustic
  • Transfiguration
  • Transrotor
  • Triangle
  • Triode
  • Tung-Sol
  • Ultimate
  • Ultimate Audio
  • Unison Research
  • Usher
  • Van den Hul
  • Vandersteen
  • Velodyne
  • Verity Audio
  • Vicoustic
  • Vienna Acoustics
  • ViewSonic
  • Vincent
  • Vivitek
  • VPI
  • Vutec
  • Wadia
  • WBT
  • Well Tempered Lab
  • Westone
  • Wharfedale
  • Wilson Audio
  • Wilson Benesch
  • WireWorld
  • Xindak
  • XLO
  • Yamaha
  • Zingali
  • Zu Audio
  • ZYX