Ричард Вандерстин (Richard Vandersteen) — основатель и бессменный руководитель компании Vandersteen Audio, начавшей свою деятельность на еще лишь формирующемся рынке высококачественных акустических систем в 1977 году. Сразу обращает на себя внимание то, что за столь длительный срок существования фирмы, как нельзя лучше подтверждающего успешность всех начинаний основателя, выпускаемая продукция не претерпевает существенных изменений, доработок и модернизаций.
Одно из самых примечательных и наиболее значимых оригинальных технических решений, применяемых в конструкции громкоговорителей Vandersteen — отсутствие общего корпуса и минимальная площадь отдельных элементов, служащих акустическим оформлением каждому динамику. Фактически речь идет об отказе от корпуса в привычном понимании.
Достаточно смелый на первый взгляд и даже для нынешнего времени новаторский шаг, обусловленный этим отказом, имеет, однако, вполне научное, технически оправданное и подтвержденное на практике обоснование. Динамики, освобожденные от диктата строго очерченного местоположения на плоскости передней стенки и вместо этого закрепленные на задемпфимрованном каркасе, форма и пропорции которого могут быть любыми, получают возможность размещения и ориентации самым наилучшим образом. Разработчик, следующий по этому пути, обретает совершенный инструмент настройки и получает точно прогнозируемый результат — в его распоряжении все углы наклона каждого излучателя и их взаимное расположение относительно друг друга в вертикальной плоскости. Умело подобранное — незначительное, но необходимое — различие расстояния от мембран динамиков до слушателя дает право рассчитывать на практически идеальную фазовую когерентность излучения. При этом весь акустический агрегат благодаря скрупулезной ориентации динамиков воспринимается с места прослушивания как точечный источник звука, а точнее — как некая однородная сфера: звучание частотных полос гармонично сливается в единое целое еще в начале пути к слушателю. В активе “бескорпусных” колонок ярко обозначается также и пренебрежение эффектом дифракции звуков верхней середины и верха на передней панели (в виду отсутствия таковой), и вызываемым ею окрашиванием тембров.
Продолжая сравнение с традиционными конструкциями, отметим и то, что в обсуждении достоинств и недостатков корпуса далеко не последнее место имеет финансовая сторона вопроса. Как изготовление самого корпуса обычных акустических систем, так и его отделка со шпонированием и полировкой, являются наиболее затратной составляющей (как правило, это более 65%). На изготовление и отделку каркасов, в которых Vandersteen устанавливает электронику и динамики расходуется менее 16% от общей стоимости производства, что позволяет вкладывать эти существенные сбережения в качество комплектующих, имеющих непосредственную и очевидную связь с качеством звучания. Конечно, важное значение имеют и сами излучатели — Vandersteen Audio использует специально изготовленные и тщательно протестированные динамики. В разработке акустических систем компания применяет компьютерное моделирование и многочисленные исследования влияния каждого узла с проверками результатов в безэховой камере.
Vandersteen Model 2Ce Signature — 3-полосная система. 8-дюймовый НЧ-динамик, выполненный на литой корзине, оснащается легким и жестким полимерным диффузором с минеральным наполнителем; конструкция диффузора обеспечивает высокую стойкость к изгибным колебаниям. НЧ-динамик, установленный в отдельном боксе, дополняется согласующим 10-дюймовым драйвером, который располагается на тыльной стороне. Согласующий излучатель призван уменьшить потери энергии внутри этого бокса, оптимизировать параметры акустической нагрузки и расширить вниз область воспроизведения вплоть до отметки 26 Гц. В данном случае использован электромеханический принцип, эта фирменная технология имеет преимущества в сравнении фазоинвертором и пассивным радиатором. 4,5-дюймовый СЧ-динамик с подобным НЧ-динамику диффузором примечателен тем, что в его магнитном зазоре используется ферромагнитная жидкость. Излучающая мембрана 1-дюймового ВЧ-динамика — легкий металлический купол с керамическим покрытием. Позади купола располагается двойная демпфирующая камера, снижающая проявление естественных резонансов подвижной системы. Звуковой диапазон делится на необходимые для каждого динамика участки при помощи кроссовера (частоты раздела 600 Гц и 5 кГц), в котором применяются фильтры с крутизной спада всего 6 дБ/окт (1-го порядка). Невысокое значение обеспечивает минимально возможное вмешательство в фазовые характеристики сигнала и дает устойчивое и четкое отображение виртуального пространства, но подразумевает использование особых динамиков, что уже было отмечено. Фильтры собраны со строгим допуском параметров в 0,1 дБ на высококачественных элементах — катушках индуктивности с воздушным сердечником и пленочных конденсаторах. Для соединений излучателей и фильтров применена разводка из провода, выполненного из бескислородной меди с полипропиленовой изоляцией. СЧ- и ВЧ-динамики располагаются на каркасных элементах поверх басовой секции в индивидуальных отсеках. Вся же конструкция имеет общий каркас, придающий колонке традиционную и лаконичную форму параллелепипеда и обтягивается радио-тканью.
Модель 2Ce Signature привлекает неожиданной для своих габаритов объемностью звукового поля — поначалу трудно поверить, что мы имеем дело не с многоканальной, а традиционной стереосистемой. Передний план между широко расставленными АС, равно как и внятная перспектива, уходящая вглубь музыкальной сцены, не обнаруживают явных пустот. Сами звуки появляются в разных местах, но там где их нет все же присутствует некое пространство, причастное к содержанию фонограммы. Как нельзя лучше эту виртуальную атмосферу, в которой рождаются музыкальные фразы, пояснит понятие “воздуха”, встречающиеся в обиходе у аудиофилов. Примечательно то, что когда рядом с тестируемыми АС находились несколько пар других, было трудно определить подлинный источник звука, даже зная о нем заранее — звук существует отдельно от колонок, и в это как-то не верится… Помимо достойной передачи общего объема, АС очень точно дают представление о расположении инструментов и исполнителей. Четкость формирования кажущихся источников звука очень высока — локализация буквально “точечная” и музыканта или вокалиста нетрудно представить рядом перед собой.
Общий характер звучания умиротворяющий и уютный, в нем не проявляется излишняя экспрессивность; легкость и ненавязчивость изящно сочетаются с убедительностью. Отменные способности подтверждает и тот факт, что колонки внятно демонстрируют музыкальные свойства подключаемых усилителей. АС даже на малой громкости звучат раскованно, позволяя и в этой ситуации полноценно воспринимать музыку. 2Ce Signature лучше устанавливать не далеко от задней стены- это придает основательности и полнозвучности АС. В качестве партнера подойдет усилитель с большим выходным током (особенно учитывая не высокую чувствительность системы) и с выраженным атмосферным звучанием, наполненным воздухом. Прекрасные результаты получились при подключении АС к ламповому двухтактному усилителю.
Автор: Suonomaestro