Spendor, эта небольшая компания была основана супружеской парой Спенсером и Дороти, именно при соединении начал двух имён и получается название компании. Со дня своего основания Spendor непрерывно движутся к вершинам Hi-Fi, многие продукты фирмы имеют престижные награды специализированных изданий. Сегодня мне предстоит познакомиться, пожалуй, с самыми миниатюрными напольными акустическими системами из всех попадавших ко мне на тест, а именно Spendor S5e.
Spendor S5e достаточно интересная акустика. Интересна она, прежде всего тем, что она достаточна большая для полочной акустики, но в тоже время достаточно маленькая для напольной. Несмотря на эти соображения по каталогу Spendor S5e является напольной моделью. Судя по размерам, Spendor S5e создавался с прицелом на не очень просторные помещения прослушивания. Прослушивание Spendor S5e отчасти подтвердило это предположение. Почему отчасти? Потому, что звучание и общий тональный баланс у Spendor S5e достаточно сильно зависит от размеров помещения прослушивания, не только в привычном нам низкочастотном диапазоне, но и в среднечастотном. Это является причиной утверждения, что Spendor S5e не достаточно универсальны в плане размеров помещения прослушивания и их предпочтительно перед приобретением прослушать на дому. Сравнительное прослушивание показало, что 13 кв.м. для Spendor S5e это достаточно мало, может появиться некоторая рыхлость и небольшая замедленность в воспроизведении самых низких (для Spendor S5e) частот, становится слышен фазоинвертор. Помещение в 22 кв.м. наоборот оказалось для Spendor S5e слишком просторным (это касается только воспроизведения низких частот). В этом случае проявлялась некоторая сухость воспроизведения баса, и создавалось ощущение, что фазоинвертор не участвует в воспроизведении низких частот. В принципе меня не покидало ощущение, что влияние фазоинвертора на звук снижается не равномерно с увеличением размера помещения, а резко пропадает при достижении определённой площади. Это нельзя назвать недостатком, так как в «правильном» помещении Spendor S5e тоже будут звучать «правильно». Конструкция фазоинвертора у Spendor S5e достаточно необычная, его порт выходит в небольшую камеру в основании колонок, которая в свою очередь имеет щелевой выход наружу. Трудно сказать, что именно даёт такая хитрая конструкция для звука, но традиционных паразитных фазоинверторных «придыханий» слышно не было (это приятно удивило).
«Соблюдай дистанцию» - это правило имеет место не только на дороге, но и при прослушивании Spendor S5e. Если слушать эти невысокие колонки ближе чем 3 метра, то создается впечатление, что звук идёт снизу, как-будто вы слушаете концерт с балкона в театре. Этот нюанс легко исправляется при увеличении дистанции до колонок или при посадке в более низкое кресло.
Spendor S5e являлись достаточно лёгкой нагрузкой, с ними без особого труда смогли справиться как транзисторные, так и ламповые аппараты. Ярко выраженного звукового почерка Spendor S5e не имеют, но сильно реагируют на смену усилителей и акустических кабелей. На всём протяжении прослушивания звук был приятным и комфортным, но в большом помещении в паре с транзисторным усилителем звук казался чуть колким и немного резким (безусловно, это в том числе и заслуга самого усилителя). Во всех трактах Spendor S5e обеспечивали высокую прозрачность и воздушность звука, не перегружая его (логическим исключением является прослушивание в слишком маленьком помещении).
В помещении подходящего размера Spendor S5e демонстрируют достаточную универсальность в воспроизведении различных музыкальных жанров. Вокальные партии и акустические музыкальные инструменты воспроизводятся живо и достоверно с достаточной полновесностью. Рок музыка не смешивалась в кучу, была слышна каждая гитара. Звук не был изнеженным, это позволило ощутить весь драйв, мощь и энергетику, заложенную в каждое музыкальное произведение (в случае ламповой аппаратуры это, в большей мере, ощущалось в ультролинейном режиме работы усилителей). Безусловно, обеспечение виртуальной локализации источников звука в пространстве это удел, прежде всего, усилителя, как показала практика, Spendor S5e нисколько не препятствуют этому процессу. Тем самым подтверждается целесообразность применения в паре с Spendor S5e моноблочных усилителей мощности или качественного интегрального усилителя, построенного по схеме «двойное моно».
Spendor S5e это хорошая акустика, требующая особого внимания при её расстановке в «правильном» помещении и подбора усилителей с кабелями. Если Вы имеете широкие музыкальные вкусы, обладаете помещением прослушивания 17-20 кв.м. и открыты для экспериментов со звуком и подбором компонентов, то Spendor S5e должны оказаться в списке претендентов на прослушивание.
Автор: Максим Шмельков