Pass Labs знают все, мечтают многие, владеют лишь некоторые. Пожалуй, Pass Labs является одним из самых авторитетных и уважаемых брендов в мире высококачественного звучания. Подтверждением этого утверждения служат многочисленные награды и титулы как усилителей Pass Labs, так и главного разработчика компании Нельсона Пасса.
Нельсон Пасс неординарный человек, находящийся в постоянном поиске дальнейшего развития и совершенствования звучания своих усилителей. Нельсон имеет несколько патентов на свои уникальные разработки, главным из которых является патент на так называемую Super-Symmetry. Именно эта технология лежит в основе большинства продуктов Pass Labs.
Первые предпосылки Super-Symmetry появились уже в конце 1970-х, в то время когда Нельсон искал альтернативу глубокой обратной связи. К тому моменту большинство разработчиков усилителей уже успели снять с себя «розовые очки» и осознать негативное влияние глубокой ООС на качество звучания. Нельсон решил улучшить обычную симметричную схему, заменив глобальную ООС на локальную, от которой больше пользы, чем вреда. Таким образом, у Нельсона получилось уменьшить искажения ещё в 10 раз, а впоследствии получить на схему патент США № 5376899. Теория теорией, но нас интересует, как будет звучать усилитель, основанный на технологии Super-Symmetry, получивший название X350.5.
X350.5 – это очень крупный по габаритам и массе стереофонический усилитель мощности для трактов экстра класса. Масса аппарата составляет 68 кг, а его высота и глубина осложнит задачу расположения аппарата в стойке с аппаратурой. Внешнее убранство аппарата выдержано строго в фирменном стиле.Грубая, массивная, но в тоже время, привлекательная передняя панель серебристого цвета по обычаю украшена стрелочным указателем, под которым гордо красуется кнопка включения, в отличие от рычажков, устанавливаемых на более младшие модели. По бокам корпуса находятся толстые радиаторы охлаждения, расположенные вертикально. В данном случае наличие радиаторов столь большого размера не является излишеством, так как рабочая температура усилителя составляет 53 градуса.
Выбрав контрольный тракт, состоящий из CD-проигрывателя Cary CD 306 SACD Professional Version, предусилителя Cary SLP 05 и акустических систем KEF Reference 203/2, я уже обрадовался, что прослушивание совсем близко, но я ошибся. Взяв по привычке кабели XLO с разъёмами типа «банан», я полез искать клеммы на Pass X350.5, чтобы воткнуть туда кабели, но был удивлён. Вместо привычных клемм, позволяющих применять кабели с наконечниками любого типа, я обнаружил массивные клеммы с «барашками», «принимающими» только лопатки. Недолго думая, я принял решение заменить комплект привычных кабелей XLO Signature 3 на комплект Cardas Neutral Reference, оснащённый лопатками. Пожалуй, теперь самое время начинать прослушивание.
Обладая некоторым опытом прослушивания младших моделей усилителей компании Pass Labs, я ожидал услышать при прослушивании X350.5 нечто похожее, но и здесь меня ждал сюрприз. Я отчётливо помнил, что усилители серии «XA» (работающие в классе «А») звучали достаточно мягко и насыщенно, порой, отчасти, даже напоминая ламповый звук, а серия «X» (работающая в классе «АВ») звучала лишь немного свежее и прохладнее, при этом сохраняя фирменную насыщенность. Внешность усилителей показалась мне тогда весьма обманчивой, ведь за грозной внешностью скрывались душевные исполнители, трепетно относящиеся к каждой ноте музыкального произведения, но Pass X350.5 расставил всё по своим местам.
Звучание Pass X350.5 оказалось лишено той подчёркнутой округлости и теплоты, что в большей степени была присуща ранее прослушанным мною моделям, вместо этого появилось больше свежести и точности. В основном, эти изменения были заметны в области середины и верхов, которые существенно прибавили в прозрачности и свободе звучания. Поначалу у меня складывалось ощущение, что середина и верха начали балансировать на грани между кристальной чистотой и хрупкостью, порой, я ловил себя на мысли, что этот участок частотного диапазона мог немного утомлять меня, но, к счастью, все обошлось без разочарований. Как оказалось, подобное замечание в случае Pass X350.5 стоит относить, в первую очередь, к записи, а не к усилителю, так как упомянутая ранее «утомительность» проявлялась лишь на некоторых записях.
Таким образом, кажущийся на первый взгляд недостаток в итоге превратился в достоинство, которое можно описать одним словом – нейтральность. В итоге мы получаем простую формулу звучания Pass X350.5: хорошие записи будут звучать хорошо, а плохие записи будут звучать плохо. Я не исключаю того, что часть «заслуги» резкого звучания некоторых моих дисков принадлежит строгому и чуть сухому звучанию акустических систем KEF Reference 203/2, так что, если Вы хотите избежать разочарования в звучании некоторых своих ранее любимых дисков, стоит чуть больше времени посвятить выбору подходящих акустических систем и кабелей.
Что же касается изначально положительных характеристик, то их, безусловно, достаточно: детальность, прозрачность, хорошая передача пространства и точно прорисованная сцена. Про сцену хочется сказать чуть больше, ведь кроме точной прорисовки, она имеет не менее впечатляющие пространственные характеристики. Сцена ровно там, где должна быть, она не выдвинута и не отстранена. Размеры образов музыкальных инструментов и вокалистов переданы полностью без преувеличения, что отчасти является следствием точнейшей локализации каждого звука на широкой и глубокой сцене.
Теперь давайте вспомним про низкие частоты. Думаю, что вы уже догадались, что с басом у Pass X350.5 всё более чем хорошо. Шикарный запас по мощности (350 Вт на 8 ом и 700 Вт на 4 ома) позволяет «качнуть» любую акустику. Та лёгкость, с которой Pass X350.5 управляет движением низкочастотных динамиком не сравнима ни с чем другим. Несмотря на то, что для теста я выбрал весьма сдержанную по низким частотам акустику, Pass X350.5 заставил её заиграть по своим правилам. Комната прослушивания без особого труда заполнялась мощным, глубоким и разборчивым басом. Я смог прочувствовать телом каждую ноту с альбома Yello “The eye” .
По низким частотам Pass X350.5 выжал из KEF больше, чем они могли, и, в свете этого, во мне зародилось некоторое опасение. Я небезосновательно задумался о том, что если столь приличные низкие частоты получились при использовании «тугой» по басу акустики KEF Reference, то не будут ли басы сильно доминировать при подключении усилителя к более басовитой акустике. Кроме того открытым оставался вопрос относительно разборчивости нижнего регистра в паре с акустикой, обладающей «жирным» басом. Прошу вас не разыскивать в моих опасениях негативных нот, так как единственной их задачей является провокация Вас на более внимательное прослушивание не столько самого Pass X350.5, сколько именно взаимного сочетания усилителя и выбранных вами акустических систем.
Что ж, давайте обобщим: Pass X350.5 достойный кандидат на покупку, но в отличии от младших моделей Pass, наш подопытный более требователен к подбору акустики и кабелей. Если не полениться и уделить время внимательному прослушиванию Pass X350.5 с различными акустическими системами, то непременно можно собрать впечатляющий тракт.
Не спешите, не делайте поспешных выводов, прослушав Pass X350.5 с первыми попавшимися акустическими системами, позвольте аппарату проявить себя во всей красе с правильно подобранными колонками, и не исключено, что он задержится у вас на долгие годы.