Корзина пуста
Каталог

Правильный Баланс

12 Апреля

Well Tempered LabВиниловый проигрыватель как источник воспроизведения музыки несколько лет назад пережил второе рождение. Уже практически мертвый в 90-ые годы прошлого столетия, он оставался основным источником музыки только у очень узкого круга аудиофилов и меломанов. Релизов на LP становилось меньше с каждым годом, и примерно к 1997 году практически никто не сомневался в окончательной смерти формата. К слову сказать, и в жизнеспособность CD в те годы мало кто верил.

 

Все делали ставку на новые оптические диски - DVD и впоследствии еще и SACD. Количество CD проигрывателей уменьшалось, а их конструкция упрощалась, что не могло не сказаться на звучании CD. Но время все расставило по своим местам. Сначала упокоился DVD-A (аудио диски, записанные в формате PCM 24bit/96kHz и 24bit/192kHz). А несколько лет назад Sony объявили о прекращении всяческой поддержки формата SACD. В итоге формат CD остался опять в одиночестве, но ненадолго. Угроза пришла откуда не ждали - из интернета. Закачка контента с файлообменных ресурсов представляла (и представляет) серьезную угрозу CD. Производители контента и звукозаписывающие компании вынуждены были начать программу привлечения клиентов любыми способами. Сначала она заключалась в выпуске изданий Limited Edition, с бонусами и красивыми буклетами. Потом начали издавать «новые» ремастеринги. Каждый новый ремастеринг высушивал звучание, делая его более громким, стерильным и, соответственно, мертвым, а в сочетании с CD проигрывателями, построенными на копеечной начинке от DVD, прослушивание CD стало очень неприятным занятием. Примерно в те годы звуколюбы и обратили внимание на не до конца умерший LP, отличавшийся от CD живостью, воздушностью и музыкальностью. Появилась целая индустрия продаж поддержанного винила. Производители техники тоже не отставали. В те годы такие компании, как Pro-Ject, Clearaudio, Transrotor обрели неслыханную популярность в аудиокругах. Производители начали изготавливать целые модельные ряды виниловых проигрывателей: от доступных, с конструкцией «диск на доске», до «напольных» хромированных монстров, выглядящих (и стоящих) как космическая турбина.

 

 

 


В 1977 году компания Bruel and Kjaer опубликовала исследования влияния вибраций в конструкции проигрывателей винила на качество звука: The Audible Effects of Mechanical Resonance in Turntables. Используя новейшую тогда технологию анализа на основе «быстрых» преобразований Фурье, Bruel and Kjaer доказали прямую связь качества звучания проигрывателей с тем, насколько их конструкция подвержена механическим резонансам.

Bruel and Kjaer установили, что тонарм в проигрывателе Hi-Fi-класса должен быть легким и механически демпфированным (с коэффициентом Q не более 0,5) для устранения искажений в боковых полосах частот. Такие искажения обычно очень неприятны для человеческого слуха. С учетом этого обстоятельства, все тонармы имеют в той или иной степени облегченную конструкцию, однако вопрос их механического демпфирования обычно не решается. Решение этой проблемы и стало отправной точкой для создания компании Well Tempered Lab.

William Firebaugh начал проектирование первого проигрывателя Well Tempered Lab в середине 1980-х годов, в свое свободное время. William работал инженером в аэрокосмическом агентстве  Форда и был одним из его ключевых членов, так что найти уникальные решения для сложных проблем не представлялось для него неразрешимой задачей. Разрабатывая первый проигрыватель – модель Amadeus, William Firebaugh испробовал много технических решений для демпфирования тонарма, пока не нашел оптимальное.

 


Тонарм в проигрывателе Amadeus не имеет опорного подшипника в общепринятом смысле. В большинстве тонармов опорный подшипник оснащается шариком, изготовленным с точностью менее микрона. Это хорошо, но недостаточно для качественного звука. Конструкция же «опорного подшипника» в Amadeus имеет «нулевую» погрешность изготовления. Подшипником тонарма в этом проигрывателе служит шарик для гольфа, частично погруженный в чашку с силиконом высокой вязкости. Шарики для гольфа производятся с высокой точностью, так как должны обладать определенными аэродинамическими характеристиками, и прекрасно подходят для подобного применения. Такая конструкция тонарма и стала визитной карточкой компании Well Tempered Lab на долгие годы, выпускающей как готовые проигрыватели, так и отдельно тонармы, для использования со столами сторонних производителей.

 


Модель Amadeus GTA является усовершенствованной версией первого проигрывателя компании. Стол изготовлен по принципу «сендвич» из двух плит с разными резонансными свойствами. Нижняя, на которую устанавливается диск, изготовлена из черного акрила. Верхняя, к которой крепится основание тонарма (чашка с силиконом) и держатель тонарма – из анодированного алюминия. Стол опирается на четыре ножки, изготовленные из пластиковых чашек, в которые помещены мячики для сквоша. Это немного затрудняет настройку стола по уровню, но превосходно изолирует проигрыватель от плоскости, на которую он устанавливается.



Опорный диск изготовлен из акрила. Этот материал обладает превосходными механическими свойствами, и он достаточно массивен для получения нужной инерционности и снижения нестабильности вращения. Опорный подшипник также имеет оригинальную конструкцию. Стальной шпиндель опорного диска изготовлен с прецизионной точностью и вращается в треугольном отверстии с тефлоновым основанием. Такое решение позволило получить подшипник с нулевой погрешностью, в отличие от традиционной конструкции, в которой используется круглое отверстие для шпинделя.

 



В проигрывателе используется небольшой двигатель постоянного тока. Он смонтирован на шасси и механически демпфирован с помощью кольца из вспененного материала. Комбинация приводного ремня, сделанного из тонкой полиэстеровой нити, двигателя и следящей системы, управляющей вращением диска, обеспечивает практически нулевую нестабильность скорости вращения диска. Переключение скорости происходит вручную, путем перекидывания ремня на шкив с другим диаметром. Также имеется возможность прецизионной настройки скорости с помощью настроечного винта на задней панели.



10,5-дюймовый тонарм сделан по фирменной технологии Well Tempered Lab, с использованием в основании шарика для гольфа, подвешенного на полиэстеровой нити и погруженного в чашку с силиконом.  Трубка тонарма изготовлена из алюминия и заполнена калиброванным песком особой очистки для устранения внутренних резонансов. Высота тонарма регулируется с помощью установочного винта в основании опоры тонарма. Угол азимута регулируется с помощью кольца, установленного на опоре тонарма. А вот регулировка вылета иглы не предусмотрена. Универсальные угломеры могут не подходить. Однако фирма Well Tempered Lab хранит верность своим убеждениям и рекомендует использовать только комплектный шаблон. Тонарм, установленный на Amadeus GTA, не имеет микролифта, но благодаря демпфирующим свойствам силикона при правильной настройке головка опускается на пластинку очень плавно.

Проигрыватель имеет терминал с RCA выходами, что позволяет подобрать межблочный экранированный кабель по своему вкусу.

 


Для прослушивания на Amadeus GTA я установил головку Sumiko Black Bird. Она мне симпатична открытой конструкцией, дающей открытый масштабный звук и современным «не пыльным» звучанием, который можно получить при наличии хорошего стола. К слову сказать, было приятным сюрпризом, что Well Tempered Lab комплектует Amadeus GTA высококачественными электронными весами.



В качестве тестового материала я использовал как современный винил (не перепечатки), так и старые пластинки 70-х 80-х годов. Звучание проигрывателя сразу показалось очень основательным, точным и масштабным. LP Yello Flag показал высокую динамику и разрешающую способность. Альбом Patricia Kaas Scene de vie «дышал» пространством и обескураживающей подробностью передачи голоса без намека на резкость и жесткость. Бетховен – в исполнении знаменитого коллектива I Musici – отличался плавностью и слитностью звучания. Только в моменты Tutti слегка чувствовалось появление «звуковой дымки». Причиной здесь может быть как сама запись, так и ограничения, связанные с классом головки или фонокорректора. Диск Vivaldi Gloria, в исполнении государственного симфонического оркестра мин. культуры СССР под управлением Г. Рождественского с хором мальчиков московского хорового училища им. Свешникова, показал беспрецедентную эффективность работы вращающегося механизма. Тональный баланс как голосов, так и инструментов на длинных нотах оставался абсолютно неизменным. Такое я крайне редко встречал в пассиковых проигрывателях, а в ценовой категории, как Amadeus GTA, вообще никогда. С тяжелыми жанрами проигрыватель справился вообще «на ура». Американский коллектив Suffocation, альбом Souls to Deny, просто захватил своим чистейшим драйвом и «животной энергией». Такого эффекта я никогда не встречал при прослушивании этой пластинки, а на CD он в принципе не доступен, даже на очень дорогом комплекте, «заточенном» под металл. Схожий эффект я испытал при прослушивании Music for the jilted generation от британского коллектива Prodigy. Единственным неприятным моментом стало то, что проигрыватель абсолютно безжалостно раскрывает все недостатки современных переизданий старых альбомов. «Аудиофильские» 180-граммовые переиздания ZZ TOP True Hombres и Bad Michael Jackson звучали тускло и безжизненно. При этом оригиналы этих же пластинок звучали абсолютно нормально. Особенно Bad Michael Jackson.

 

 


Современный рынок виниловых проигрывателей четко разделен на два лагеря. Есть приверженцы старых, так называемых «винтажных» проигрывателей, и есть те, кто удовлетворены звучанием современных аппаратов. Есть неоспоримые аргументы как у одной, так и у другой стороны. Современный проигрыватель звучит более холодно, иногда даже безжизненно, с «синтетическими нотками». Но и у старых проигрывателей недостатков огромное количество. Основным можно считать мутность, тусклость звучания. При прослушивании старого «винтажного» проигрывателя возникает ощущение «грязного окна», когда звук пробивается через сплошную стену еле ощущаемого шума и грязи, как солнечный свет пробивается через грязное оконное стекло. Возникает желание взять тряпку и протереть. Идеальный баланс высокой детальности, динамики, музыкальности и комфортности появляется уже у достаточно дорогих проигрывателей. Well Tempered Lab Amadeus GTA опустил ценовую планку проигрывателей, способных сочетать вышеназванные характеристики звучания LP.



Well Tempered Lab Amadeus GTA показал, что современный виниловый проигрыватель за 5000$ - это не всегда просто кусок блестящего фрезерованного металла или футуристичный стол ака мыльница, но и классическая продуманная конструкция вкупе с использованием новейших материалов и интересных инженерных решений. Можно задаться вопросом, почему Well Tempered Lab не пошел по стандартному пути и не стал в добротно сконструированный стол ставить классический тонарм? А ответ лежит на поверхности. Действительно качественные тонармы очень дороги, что значительно увеличило бы цену проигрывателя. А инженеры Well Tempered Lab создали собственный тонарм – c невысокой себестоимостью и со звуковыми параметрами на уровне лучших образцов. В итоге получилось, что Amadeus GTA звучит на уровне значительно более дорогих проигрывателей.

Читайте также
12 Апреля
Ещё совсем недавно в нашем салоне появилась аппаратура Gato Audio, которая весьма неплохо проявила себя в музыкальном плане, и вот спустя некоторое время у нас в гостях оказались акустические системы Gamut. Но причём тут  Gato Audio, ведь мы же говорим сегодня про Gamut. Не стоит удивляться, ведь Gato Audio это компания, основанная бывшим главным разработчиком акустических систем Gamut, и именно наша лёгкая симпатия к звучанию комплекта Gato послужила толчком к тому, чтобы обратиться к первоисточнику, а именно акустике Gamut. Что ж, так или иначе, Gamut M'inenT M7 стоят в нашей комнате прослушивания, а значит прослушиванию суждено состояться.
12 Апреля
Сегодня у меня всё в норме! Точнее сказать не в норме, а в Norma. На первый взгляд звучит это довольно странно, но некоторые уже поняли мой намёк на прослушивание системы от Norma Audio и не ошиблись в этом. Компания Norma Audio является достаточно молодой итальянской фирмой по производству аудио электроники. Ассортимент компании пока весьма скромный, но энтузиазма её создателям не занимать. В одном из предыдущих обзоров мы уже успели познакомиться с топовым комплектом усилителей серии REVO, который оставил о себе приятные воспоминания, а теперь самое время опробовать интегральный вариант от Norma Audio в лице усилителя Revo IPA-140.
12 Апреля
Сегодняшняя суббота в салоне выдалась чрезвычайно людной. Большой поток любителей качественного звука не прекращался ни на минуту, но, несмотря на это, мне удавалось прослушивать новые тракты для обзоров. Я искренне надеялся на то, что удача в этот прекрасный день продолжит меня преследовать, но везению пришёл конец, дверь в комнату прослушивания распахнулась, и я понял, что моё место придётся на некоторое время уступить. Не зная, чем себя занять в освободившиеся 1,5-2 часа, я присел в кресло в главном зале салона, и решил просто передохнуть. Я сидел и смотрел в окно, и лишь через пару десятков минут обратил своё внимание на систему, собранную кем-то из нашего салона.