Американская компания Klipsch является живой легендой в мире аудио. Ее год основания 1946. Напомню, что первая грампластинка формата LP появилась в 1948 году, а первая грамзапись в стереозвуке только в 1958 году. Кстати 1958 год считается годом рождения класса аппаратуры с высокой верностью воспроизведения или попросту Hi-Fi.
В 1959 году Пол Клипш выпускает на рынок модель Cornwall. Причем было две версии этих АС: Corner - для установки в углах комнаты и Cornwall - для установки у стены. Подразумевалось, что версия Cornwall будет использоваться в системе трифоник в качестве центрального канала совместно с Klipschorn. Но популярность Cornwall в качестве стерео пары была настолько высокой, что модель выпускалась вплоть до 1990 года, что является своеобразным рекордом в аудио индустрии. После прекращения выпуска, на фабрику пришли горы писем от разгневанных аудио любителей с требованием возобновить выпуск Cornwall. И только в 2006 году компания принимает решение о возобновлении выпуска Cornwall. Точнее ее обновленной версии Cornwall III.
Идея и технология
На заре Hi-Fi от акустических систем требовались серьезные инженерные решения для нивелирования проблем остального звукового тракта, в частности усилителей. Усилители в то время были или плохими или маломощными. Соответственно от высококачественных АС требовался высокий КПД т.е чувствительность. Самый простой и одновременно самый сложный способ добиться высокой чувствительности- рупорное оформление. По этому пути и пошел Пол Клипш, став первопроходцем в использовании рупорной технологии в домашних аудиосистемах высокого класса.
Модель Cornwall сделана по трехполосной конструкции и имеет рупорное оформление для ВЧ и НЧ секции. Использование небольших по габаритам и весу титановых диафрагм K-107-ТI для ВЧ, K-53-ТI для СЧ, с диаметром 25 и 44 мм. соответственно, способствуют повышенной точности звучания за счет малой инертности и высокой жесткости мембраны. Так же для развития номинального звукового давления положительно сказывается еще и малый рабочий ход катушек всех трех излучателей, включая НЧ. Формы рупоров для каждой секции свои. ВЧ- имеет форму трактрисы, а СЧ- классическая экспонента. Рупоры обладают более широкой направленностью в горизонтальной плоскости, при этом горизонтальный угол раскрыва СЧ рупора меньше, чем у ВЧ. Это сделано для того, что оградить СЧ от паразитных отражений не только от параллельных поверхностей пол-потолок, но и от боковых стен. Для бесшовного сочленения рупорной ВЧ/СЧ секции с НЧ динамиком, последний имеет малый ход и гигантскую по современным меркам диафрагму 38 см. Это позволяет воздействовать одновременно на большую массу воздуха, создавая глубокий бас. А малое движение диафрагмы позволяет такому НЧ динамику приблизиться по скорости к рупору не создавая фазовых искажений, самых слышимых и соответственно самых паразитных для человеческого уха. Частоты разделения фильтра 800 Гц и 5 кГц, что является хорошим решением, т.к точки совмещения полос не попадают на критические области звучания человеческого голоса. Кабинет системы выполнен в классическом дизайне из многослойного MDF. Модель имеет большую ширину — 64 см. Сделано это для того, чтобы при сохранении объема, уменьшить глубину АС. А переотражения от передней панели рупорным системам не страшны из-за узкой направленности. Щелевой фазоинвертор, расположенный в нижней части передней панели, призван еще увеличить и без того высокий КПД. В итоге мы получаем умопомрачительную чувствительность в 102 Дб. 1Вт/1м. и пиковым значением 119 Дб.
Классический рупор в призме цифровой революции
А какие преимущества технологии Пола Клипша можно использовать в наше время, когда усилители стали развивать мощность в сотни неискаженных Ватт, а стандарты качества записи поднялись на недосягаемую высоту, по сравнению с пятидесятыми годами? По сути ничего не изменилось. Лучшими по звуку являются однотактные усилители, работающие в классе А, с мощностью, редко достигающей 100 Вт. Ламповые же экземпляры таких усилителей выдают мощность до 24 Вт. При этом такие усилители очень дороги и каждый выдаваемый ими Ватт становится ”золотым” для владельца такого усилителя. Поэтому высокая чувствительность АС становится преимуществом, как малый литраж двигателя автомобиля. Высокая направленность уменьшает паразитное влияние комнаты прослушивания, тем самым минимизируя статью расходов на акустическую обработку помещения и создавая прямой неискаженный звук.
Прослушивание
В качестве усилителя для Cornwall можно посоветовать ламповый однотактный усилитель с мощностью от 7 Ватт. В таком сочетании эти АС поражают своей взрывной динамикой и ударностью в сочетании с воздушностью непосредственностью звучания. При воспроизведении вокальных партий, голос ощущается на кинестетическом уровне, создавая эффект присутствия вокалиста в помещении. Воспроизведение фортепьяно отличалось высокой ударностью и великолепным воспроизведением ритма композиции. Коньком же АС Cornwall является воспроизведение рок-музыки и блюза. На рок- композициях взрывная динамика, четкость и высокая артикуляция создают правдоподобное ощущение присутствия на рок- концерте, не доступное практически ни одним домашним АС. На блюзовых композициях, даже с большим количеством инструментов, легко угадывалось местоположение каждого. Четко угадывался ритм каждого инструмента и звуковое полотно было плотным и прозрачным.
Автор: Suonomaestro